Как переделывали сакральность Дворцовой? А вот так – революционно. Пока не расстреляли фантазера.
Осенью 1918-го в проломе ограды Зимнего дворца, установили первый советский памятник – "революционеру-декабристу" Радищеву, саму площадь переименовали в честь убитого здесь же, по соседству, Моисея Урицкого, а в январе 1920-го в залах дворца основали Музей революции. Ничего не сработало, но это потом, а пока…
Из окон открывался вид на Александровскую колонну. И этот вид новую Власть раздражал страшно. Даже больше, чем вид из окон северных. Тех, что на Петропавловку.
Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Воздвигнут по указу Николая I в память о победе над Наполеоном. Ствол стоит на гранитном основании только под действием силы тяжести. Венчает фигура ангела с ликом Александром I.
Первую годовщину революции в Петрограде отметили масштабным театрализованным представлением "Действо о III Интернационале". Шоу предсказуемо состоялось на площади Урицкого, где мозолящую пролетарский глаз колонну художник Натан Альтман прикрыл футуристическими конструкциями – зелеными полотнищами, оранжевыми кубами и кумачовым пламенем. Еще круче отпраздновали третью годовщину: 6 ноября 1920 года на площади в присутствии 100 тысяч зрителей была разыграна историческая реконструкция, изображавшая события Великого Октября. В постановочном штурме Зимнего приняли участие более 6 тысяч человек, переодетых в рабочих и матросов; подогнали даже "Аврору", сделавшую сразу три исторических залпа вместо одного. Чтобы ненавистный ангел с императорским лицом не попал в кадр, специалисты завода "Красный треугольник" изготовили специальную резиновую красную звезду и умудрились напялить на колонну сверху. Однако ночью подул сильный ветер, звезда начала опасно раскачиваться и охранник, выставленный у колонны, недолго думая, расстрелял сей резиновый декор из винтовки. Дальше – больше.
К революционному параду в честь четвертой годовщины ангела задрапировали гирляндой красных воздушных шариков, спущенных с зависшего над колонной дирижабля. Но коварная ноябрьская питерская погода …Шарики полопались. Соответственно, лошади, на которых гарцевали красные кавалеристы, начали массово пугаться и ломать строй. Сплошная контрреволюция.
На пятый день после смерти Владимира Ильича Ленина (январь 1924 года) постановлением II Всесоюзного Съезда Советов СССР Петроград был переименован в Ленинград. Инициатива фактически принадлежала тогдашнему председателю Петросовета Григорию Зиновьеву и его идейному соратнику Каменеву. А уже осенью того же года и родилась преоригинальная идея: заменить ненавистного ангела на Александровской колонне на статую Ленина.
11 ноября 1924 года вышел приказ за №16 по подотделу благоустройства Ленинграда. Документ предписывал:
"В виду намеченного переустройства так называемой Александровской колонны, … водружения на ней вместо стоящей теперь фигуры ангела с крестом статуи Великого вождя пролетариата тов. Ленина <…> произвести осмотр названной колонны и определить, какой величины должна быть эта статуя и пропорции ко всему памятнику, и выяснить, имеется ли в настоящее время уже готовая модель статуи потребного размера".
15 ноября 1924 года собралась комиссия. Выяснилось, что подходящей готовой модели нет. И то сказать: высота фигуры ангела составляет 4,26 метра (примерно такого же "роста" Ильич у Финляндского вокзала, но без броневика, а общий ангельский вес (с основанием наверху колонны) около 37 тонн. Так что статую еще только предстояло изваять.
Все же было принято решение ангела не снимать вплоть "до отливки фигуры Владимира Ильича". Далее в бой вступили защитники сохранения исторического облика. Смело.
В частности, крайне отрицательно к идее снятия ангела отнесся начальник губернского инженерного управления товарищ Тартаковский. Он настаивал: "постановка статуи тов. Ленина на случайном готовом пьедестале, в стиле и характере отдаленной эпохи, не создает удачного памятника ни в политическом, ни в художественном отношениях, а нарушение целостности исторического ансамбля может дать повод к обоснованным упрекам в вандализме". С Тартаковским соглашались представители Музея города. Его директор Ильин, явно лукавя, пустился в рассуждения о том, что "при постановке фигуры Ленина на колонне придется, конечно, Ленина подделать под стиль памятника, например, одеть его в римскую тогу, конечно, облечь в формы античной эпохи великого вождя реалиста, жившего в эпоху реализма, будет ложью".
Тем не менее, ангелоподобную статую вождя уже взялись отливать на заводе "Красный выборжец". Но нарком просвещения Луначарский обратился к Зиновьеву с письмом, назвав саму идею "ужасающе нелепой". Цит.:
"Ставить Ленина на вершину Александровского столпа, это значит, на мой взгляд, бить в лицо всей моральной идеологии Ленина. Даже Александр 1-й со всем своим царским чванством поставил туда эмблему, своего ангела, заявив, что не хочет превозноситься над человеческим родом. … Я очень просил бы Вас … Я со своей стороны воспринимаю это намерение, как дань обезображения прекрасного памятника, а с другой стороны, как искажение памятника Ленину".
Зиновьев поначалу спорить не стал, оставив на письме Луначарского резолюцию, адресованную секретарю губисполкома Комарову: "Ну их к черту. Оставимте им колонну с их "ампирным" ангелом". Но ангел с императорским ликом по-прежнему не давал ему покоя, и на очередном заседании Ленгубисполкома Зиновьев продавил альтернативное решение: раз Ильич не подходит, можно попробовать водрузить на вершину колонны фигуру красноармейца или рабочего. Был объявлен Конкурс и на это. "Техническое задание" преоригинально расписал член исполкома М. Худяков:
"Надо так сделать памятник, чтобы он был со взглядом тихим, спокойным, в натуре с поднятыми руками к востоку, так как революционный путь нам уготован от запада на восток. Правой ногой он давит старый мир в виде ветхой крестьянской избы, левой ногой он упирается в учение Маркса, в книгу, и чтобы надпись "Капитал" на книге была видна. Пьедестал должен быть из полуразрушенных со свернувшимися крестами и куполами церквей, под ногами должна быть старая литература религиозного дурмана, а также библия с надписью, весь хлам старого мира, буржуазные цилиндры. Вот мое предложение, вот мой проект памятника. Я сын сторожа при царском строе. Завидую, что я не художник!"
Ни прибавить, ни убавить.
Но вскоре Зиновьев объявлен главарем "новой оппозиции", выведен из состава Политбюро, снят с постов в Ленинграде и в Коминтерне. На партийную работу в Питер перебросили товарища Кирова. И колонну оставили в покое.
Игорь Шушарин,
47news
P.S.: В годы Перестройки, когда на страницы отечественной периодики хлынуло огромное количество материалов, "раскрывающих глаза" на ужасы недавнего советского прошлого, появился ряд статей, где утверждалось, что в 1952 году из Москвы якобы пришло распоряжение, предписывающее главному архитектору Ленинграда в месячный срок заменить ангела на Александровской колонне бюстом товарища Сталина. Однако убедительных документальных подтверждений этой информации не приводилось.