Областное правительство озаботилось имиджем 47-го региона за рубежом и разработало специальный документ – концепцию, призванную этот имидж существенно улучшить. Сам факт появления такого документа порадовал. Ленобласть имеет целый ряд и геополитических преимуществ, и чудесных мест для отдыха и туризма, распорядиться которыми толком пока не может. И хотя мне неохота лишние полчаса стоять в очереди на финской границе из-за обилия машин с финскими номерами, я бы с радостью провел там это время, если бы знал, что все эти люди едут в Россию за высоким и чистым, а не за дешевым бензином и паленой водкой.

НАЧНЕМ С НУЛЯ?

Спору нет: за пределами Российской Федерации о такой территории как Ленинградская область знают преступно мало. На «Гуглмэпс» наш регион выглядит большим серым пятном, где мало дорог, мало селений и еще меньше мест, куда стоит любопытному человеку отправиться в гости. И если власти региона наконец решили, что мириться с этим больше нельзя – мы обеими руками «за».

Только вот, прочитав проект Концепции, подготовленный управлением протокола правительства и разосланный сейчас для обсуждения по разным комитетам и ведомствам, я сделал для себя однозначный вывод: если это и есть руководство к действию, то в ближайшие десятилетия рассчитывать на прорыв в сфере международной привлекательности 47-му региону не придется.

Можно сколь угодно долго рассуждать об особом российском менталитете, но коль скоро вы заговорили о внешней привлекательности, играть придется по тем правилам, которые приняты в международном сообществе. И неплохо было бы при этом использовать хотя бы часть тех инструментов, которые в этом сообществе приняты и пользуются популярностью .

Начать с того, что документ практически не анализирует ту ситуацию, в которой область находится сегодня, а как бы предлагает начать все с чистого листа. Между тем, как бы то ни было, в области десятки предприятий, принадлежащие крупным зарубежным корпорациям, выпускающим продукцию под популярными во всем мире брендами. Область имеет более 20 договоров с правительствами других стран и зарубежными регионами. Есть множество международных программ, в которых регион уже участвует. С ними как быть?

«ВЫЯВЛЯТЬ И ПРИВЛЕКАТЬ»

Ладно, сметем их с карты, пусть будет чистый лист. Но тогда расскажите нам о будущем, куда дальше будет развиваться регион, какую инвестиционную стратегию он будет применять, какие отрасли развивать приоритетно.

В концепции говорится, что «с точки зрения инвестиционной составляющей задачей Концепции является позиционирование региона, наиболее благоприятного для развития малого и среднего бизнеса с высоким потенциалом его развития». Детально эта сентенция не раскрывается и для меня остается загадкой, что интересного для западных владельцев малого и среднего бизнеса тут можно найти. И куда подевался крупный бизнес, привлечение которого долгие годы было вполне успешной стратегией области?

Потенциальному зарубежному инвестору было бы интересно узнать о планах экономического развития региона, о правилах игры, о том, что думают уже состоявшиеся инвесторы о климате области, в том числе и экономическом. И думают ли они вообще о нем. Ничего подобного документ не анализирует.

В качестве целевой аудитории авторы проекта избрали очень широкий спектр жителей ближнего и дальнего зарубежья. Тут тебе и инвесторы, тут и «потенциальные туристы», тут и соотечественники, живущие за рубежом. Три эти группы почти никак не пересекаются, а следовательно требуют совершенно разного подхода и набора инструментов. Кстати, на месте российских эмигрантов, я бы заранее напрягся, ибо авторы документа, намерены, цитирую: «выявлять соотечественников, рожденных либо ранее проживающих в Ленинградской области, и привлекать их к сотрудничеству в рамках продвижения области за рубежом».

Есть в целевой группе и какие-то мифические покупатели недвижимости. Зато нет органов власти каких-нибудь дружественных зарубежных регионов, с помощью которых было бы значительно легче продвигать в мир свой светлый имидж.

Авторы документа, анализируя проблемные места области, очень большое внимание уделили различным рейтингам, в которых область занимает далеко не первое место. Информационная открытость мне, как журналисту, безусловно, импонирует, но я все равно никак не могу взять в толк, как влияет на международную привлекательность региона 19 место Валерия Серодюкова в рейтинге упоминаемости глав регионов на страницах федеральных СМИ.

Особого стоит отметить тот инструментарий, который авторы концепции предложили для продвижения региона за рубежом. Акцент на участии области в крупных международных выставках и конгрессах сомнений не вызывает. Это хороший инструмент, им бы еще научится нашим чиновникам пользоваться. Пока же эффективность участия в этих мероприятиях предлагается оценивать, «на вес» - авторы считают тут главным количество, о качестве речь не идет. Из постоянно действующих выставок предлагается сделать одну – почему-то в Марокко.

Есть среди инструментария и такие забавные и в то же время затратные предложения, как прямая телевизионная реклама и «наружка». Легко представить себе как на европейских хайвеях встает сверкающей звездой призыв посетить Ленинградскую область. Только маловероятно, что он кого-нибудь вдохновит без предварительного активного продвижения в массах самого бренда. Или вот еще инструмент – создание в местах высокой проходимости – туристических и деловых центрах - представительств ЛО. Авторам видится комната в центре мировых столиц размером до 20 кв метров, где будут происходить некие таинства, способные заметно улучшить имидж далекого и заснеженного региона. Такие «плацдармы» в центре европейских страниц очень любили советские партийные деятели. Между собой они звали эти комнаты «ленинскими».

ЯВИТЕ МИРУ ТАЛАНТЫ

Туристы, как и инвесторы, вряд ли вдохновятся пустым призывом приехать в Ленинградскую область. Им, любопытным, захочется знать, что там можно делать, как с пользой себя развлечь, что необычного увидеть. К стыду своему, если меня спросят зарубежные друзья, в каких областных событиях стоит им поучаствовать, я не сразу найду, что ответить. Зато могу подробно рассказать о традиционном джазовом фестивале в финской Иматре, куда съезжаются музыканты со всего света, об оперном фестивале в Савонлинне, о ежегодном авторалли в Ювяскилля, о скачках в Миккели. Кто не знает – это все маленькие города в приграничной с Россией зоне Финляндии.

Может быть, стоило бы и на такие вещи обратить внимание людям, озабоченным имиджем региона за рубежом? Поднять уровень наших праздников, фестивалей, народных промыслов. Помочь талантливым, активным, неравнодушным людям в городах и селах региона показать миру себя, самобытность своего края, разнообразие процветающих здесь культур. Может, хоть пять копеек выделить на эти цели в глобальной имиджевой концепции? Вы даже представить себе не можете, насколько эффективнее будут такие вложения, чем во все эти ленинские комнаты в «местах высокой проходимости» и билборды на трассах. Если, конечно, мы говорим с вами об одном и том же имидже.

ИНТЕРНЕТ КАК КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ЧИНОВНИКА

В век информационных технологий Ленобласть остается для всего мира terra inсognita. Попробуйте набрать в Гугле на английском слова Ленинградская область, вы обнаружите крайне скудный набор информации. Есть всего один официальный сайт на иностранном языке, англоязычная версия Lenobl.ru. Информации там не очень много, оперативное обновление отсутствует практически полностью. С точки зрения европейца, это нулевой уровень. С этим согласны многие и в правительстве области. «Вот губернатор Челябинской области свой официальный сайт перевел даже на китайский язык, потому что считает сотрудничество с Китаем очень перспективным. Английская версия ведется просто в режиме онлайн. Мы же даже финской странички не можем открыть» - приводят нам примеры сотрудники профильного департамента правительства ЛО.

Не знаю, как потенциальный инвестор, но потенциальный турист из Европы всю первичную информацию получает из Сети. Именно там публикуются календари деловых и культурных событий – выставок и конгрессов, фестивалей и праздников, спортивных состязаний. Именно из интернета во всем мире узнают, как доехать до того или иного места, где остановиться, что посмотреть. Купить билеты на любые мероприятия, забронировать гостиницу обычно можно там же. Да что говорить - каждая финская придорожная кафешка, рыбное хозяйство или конная ферма имеют свои странички в Интернете, часто в английском и русском варианте.

В концепции в принципе интернет упоминается. Но роль ему здесь отведена такая, что становится очевидно – прорыва ждать не приходится. Достаточно сказать, что на создание одного сайта предлагается выделить… 10 тысяч рублей. Если в таком духе действовать и дальше, весь зарубежный интерес к нам так и будет ограничен вереницей финских машин на приграничной заправке. По крайней мере, в сфере туризма.

Повторю: то, что в областном правительстве всерьез задумались о более качественном имидже в глазах внешнего мира – несомненно, факт отрадный. То, что с первого захода не удалось создать совершенного документа, тоже не беда. У профессионалов еще есть возможность высказаться и внести в документ нужные исправления. Главное, хватило бы политической воли и желания говорить с миром на одном языке, чтобы не выглядеть в его глазах пожилым чудаковатым джентльменом, вышедшим в свет в видавшем виды сюртуке. На потеху окружающим.

Андрей Потапенко, 47News