За последний год только сотрудниками ГСУ при ГУВД по Петербургу и области возбуждено 86 уголовных дел по фактам хищения нефтепродуктов. Однако чаще всего расследование заканчивается приговором для исполнителей, но не заказчиков. Так, за кражу дизтоплива из трубопровода под Тосно на сумму более пяти миллионов рублей уже осуждены трое человек, однако предполагаемый заказчик только установлен и объявлен в розыск.
Граждане Мунтян и Севрюков признаны виновными в краже в особо крупном размере (статья 158, часть 4, УК РФ) и в марте 2011 года оба приговорены к реальным срокам — по пять лет колонии каждому. Об этом на встрече с журналистами сообщил следователь по особо важным делам ГСУ при ГУВД по Петербургу и области Петр Церковный. Еще один фигурант - Медведев - услышал приговор несколько ранее, так как в отношении него дело было выделено в отдельное производство в связи с тем, что он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Впрочем, назначенный ему судом срок оказался таким же, как и у подельников.
В феврале 2009 года от руководства ОАО «Петербургтранснефтепродукт» в правоохранительные органы поступило заявление об обнаружении врезки на 91-м километре нефтепровода «Кириши - Красный Бор» в районе Тосно. Буквально за 8 дней оперативно-следственной группе удалось с поличным задержать предполагаемых похитителей дизельного топлива. Шланг, по которому «утекало» топливо, привел оперативников к ангару на территории автобазы Тосненского райпо. В помещении никаких следов кражи нефтепродуктов установлено не было, однако при обследовании ангара был найден выход трубы, замаскированный под сточную канализацию. Было установлено, что в помещение загонялись фургоны, переоборудованные для перевозки топлива. Одна из таких автомашин также была задержана вместе с легковушкой сопровождения на месте предполагаемой реализации украденного.
При этом следствию удалось доказать, что продажа похищеного происходила под прикрытием вполне легального бизнеса. У компании «Автохиминвестсервис», руководителем которой был Севрюков, имелся договор на закупку топлива. Формально наличие переделанных под «цистерны» фургонов объяснялось им как необходимость наличия транспорта для перевозки ГСМ для собственного автопарка. Однако было доказано, что топливо, в первую очередь полученное через незаконную врезку, продавалось на территории стоянок для фур через небольшую сеть сбыта, также действовавшую под легальным прикрытием. Только количество обнаруженного топлива составило порядка 211,5 тонны стоимостью 5 миллионов 316 тысяч рублей. Общие объемы ущерба от деятельности только этой преступной группы за полгода деятельности можно представить лишь приблизительно.
При расследовании подобных дел главной сложностью является не установление всего круга причастных лиц, а задержание непосредственных заказчиков. По указанному делу удалось выявить предполагаемого инициатора бизнеса — Сергея Долгополова, но в настоящий момент он находится в федеральном розыске.
Тем не менее, по словам Петра Церковного, есть и другие сложности. В частности, речь идет о большом количестве дел, которые не будут раскрыты. Далеко не каждая обнаруженная врезка приводит к задержанию конкретных подозреваемых лиц. Зачастую преступники, по словам Церковного, делают порядка десяти врезок, а активно используют только те, что остались незамеченными. Так, по данным ГУВД, за последний год выявлена 51 врезка в магистральные нефтепроводы и магистральные нефтепродуктопроводы, а задержано всего 18 подозреваемых лиц, из них осуждено к различным срокам лишения свободы 4 человека. Впрочем, количество уголовных дел весьма значительно – 86. Также изъято 13 единиц автотранспорта, переоборудованного для перевозки похищенного. На настоящий момент уже возмещен материальный ущерб на сумму более 6 миллионов рублей. Результатом проведенной с 7 по 27 апреля 2011 года операции «Нефть» стало выявление еще 5 фактов врезок в МНПП, задержано 2 подозреваемых, изъято и возвращено собственникам похищенного дизельного топлива на сумму более 600 тысяч рублей.
В следственной части ГУ МВД по СЗФО (где имеется свое подразделение по борьбе с расхитителями чужой собственности) нам также уточнили, что, действительно, чаще всего задерживаются водители или случайно нанятые для транспортировки люди, не имеющие непосредственного умысла на кражу топлива. В подобных преступлениях между всеми участниками четко разделяются роли. Заказчик нанимает людей, имеющих специальные знания и оборудование для врезки, других — для прокладки «магистрали» или оборудования мест складирования. По словам заместителя начальника СЧ ГУ МВД по СЗФО Дениса Бондарева, в настоящее время в их производстве также находятся два дела по фактам покушения на кражу (статьи 30 и 158 УК РФ) и приведению в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (статья 215.3 УК РФ). В первом случае двое подозреваемых уже находятся под стражей, второе дело возбуждено в отношении неустановленных лиц. Единственное, что можно сделать в качестве профилактики в этих случаях, — рекомендовать руководителям компаний, владеющих магистралями, усилить внимание к объектам потенциального преступного посягательства, а также увеличить штат обходчиков.
Ксения Потеева
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram