Если бы предстоящие выборы депутатов в Ленинградской области ограничились состязанием по принципу «чей кошелек толще», то на сегодняшний день «Единая Россия» заняла бы безоговорочное первое место. Очевидно, что в средствах областной штаб партии власти особо не ограничен. Едва ли не весь регион завешан билбордами, вышло уже три номера партийной газеты общим тиражом 2 миллиона экземпляров, по городам и весям области ходит целая армия активистов, обзванивая квартиры обывателей и призывая голосовать за «партию реальных дел».

Эффективность вложенных средств и кампании в целом по достоинству смогут оценить только избиратели - через три месяца, однако пока что в глазах вдумчивого наблюдателя она выглядит, мягко говоря, «на троечку».

Кроме «веселенькой» цветовой гаммы, в кампании пока нет ничего яркого и запоминающегося. Слоганы – а их на партийных билбордах уже около восьми – в головах не задерживаются, ввиду их абсолютной невыразительности. Какой, скажите, смысл может быть во фразе «Будущее Ленинградской области – наша общая цель»? Даже КПСС, признанный мировой лидер по числу зубодробительных лозунгов, ставил перед собой и обществом более конкретные задачи.

Ощущение всеобщей благостности должны, вероятно, вызывать и обложки агитационных газет. На них – портреты новых лидеров областного ЕдРа. Каждому из них имиджмейкеры вручили символ благополучия и процветания. Взрослые, здоровые мужики – один держит в руках букет цветов, другой маленькую девочку, третьему вообще поручили нести аквариум с золотой рыбкой. «Мы сможем исполнить желания каждого человека» - с таким обещанием, вынесенным на первую страницу, и золотой рыбкой в услужении можно выиграть не только думские выборы, можно даже к креслу президента США прицениться. Осталось только найти избирателя, который в это поверит. К слову, в Штатах его найти будет даже проще, поскольку в России все от мало до велика помнят, чем закончилась история с нещадной эксплуатацией золотой рыбки.

Подобные агитационные материалы, по замыслу областного штаба, надо не просто рассовать по почтовым ящикам, желательно вручить их лично в руки избирателю. Для этого нанимается целая армия агитаторов. В редакцию 47News один из наших читателей из Выборгского района принес общеобластную инструкцию для таких «полевиков», где подробно рассказывается, как надо обзванивать квартиры, расспрашивать людей об их политических взглядах, записывать их ФИО, проводить агитационные беседы. Оставляя за кадром «интимные» подробности этого документа, приведем лишь образчик аргументации для тех, кто столкнется в своей работе с людьми, настроенными оппозиционно по отношению к партии власти. «В случае, если разговор коснулся оппонентов, агитатору необходимо высказать следующее мнение: «Мы будем голосовать за партию «Единая Россия», так как это партия Путина и Медведева… За оппозицию 70-летних (Справедливая Россия, Миронову скоро 70, Жириновскому скоро 70, Зюганову скоро 70, он КПРФ руководит дольше Брежнева, что вы хотите?) или за партию олигархов «Плевое дело», «Миша, лыжи, Куршавель», которые плевать хотели на обычных граждан, мы голосовать не будем».

Не знаю, может быть подобный уровень дискуссий и способен кого-то убедить, только пока на нашу редакционную почту приходят письма не столько восторженных, сколько испуганных граждан: «Скажите, пожалуйста, насколько законно проводить опрос-обход по квартирам. Записывают ФИО проживающих в квартире, спрашивают, ходите ли вы на выборы и за кого пойдете голосовать. Всю информацию записывают. Правящая партия в поселке «Единая Россия», если ответишь, что пойдешь голосовать за другую партию, какие могут быть последствия?». Как вы думаете, каков эффект для партии от подобной агитации? Правильно – минус 1.

Еще один способ агитации, который скорее будет работать в отрицательном направлении, опробован в городе Луга. Там, как уже писал 47News, рядом с участком ремонтируемой дороги появились плакаты «Работы по ремонту ведутся за счет средств «Единой России». Местные депутаты быстро выяснили, что партийные средства не при чем – дорогу делают за счет средств федерального и местного бюджетов. Лидеры партии и местные власти отмолчались, но в Луге достаточно людей, которые на манер знаменитого булгаковского персонажа объяснят населению: «перед вами, граждане, случай так называемого вранья».

Вся эта предвыборная беллетристика местных «единороссов» свидетельствует пока не столько о недоработке политтехнологов, сколько о невысоком мнении руководителей здешнего штаба о своем избирателе. За кого нас принимают «в этой гостинице», коль скоро абстрактное светлое будущее в качестве путеводной цели и золотая рыбка в виде инструмента его достижения считается достаточным, чтобы население сказало «да».

Кирилл Владимиров, 47News