В июне в малоэтажных комплексах, участвующих в информационном обмене, обрели новых владельцев 157 участков без подряда (24 из них без инженерной подготовки), 13 коттеджей и 72 секции таун-хаусов. Суммарная выручка от этих продаж составила 564 млн. рублей. По сравнению с предыдущими месяцами показатели немного снизились.

Как в четверг, 26 июля, рассказал корреспонденту 47News Дмитрий Сперанский, руководитель «Бюро аналитики по рынку недвижимости», третий месяц подряд статистика БАРН («Бюро аналитики по рынку недвижимости») фиксирует довольно высокий уровень продаж. Хотя в июне число подписанных договоров оказалось несколько ниже по сравнению с апрелем и маем, однако это не повод для уныния. Если сопоставить продажи с показателями июня 2011 года, рост активности клиентов налицо. В первый летний месяц 2012 года участникам информационного обмена удалось подписать 242 договора купли-продажи, тогда как год назад в этом же месяце – лишь 137. Причем, тогда этот показатель выглядел довольно высоким на фоне статистики других месяцев. А в этом году июнь не выделяется особой результативностью по сравнению с предшествующими апрелем (245 продаж) и маем (248 сделок). Июньские результаты приходится считать относительно скромными еще и потому, что в этом месяце существенно расширился круг участников информационного обмена. В июне в статистику попали результаты продаж 103 проектов против 82-84 малоэтажных комплексов в предыдущие месяцы.

В целом за полгода было подписано 1109 сделок: 60 наделов без коммуникаций (на графиках и диаграммах они обозначены словом «нарезка»), 589 инженерно-подготовленных участков, 81 коттедж и 378 таун-хаусов. В 2011 году за то же время было продано суммарно 586 объектов, в 2010 году – 279. При этом число участников информ-обмена с 2010 года выросло примерно вдвое, а количество продаж увеличилось почти в четыре раза.

Последние месяцы «цивилизованные» девелоперы праздновали победу над участками без коммуникаций. Этих объектов граждане покупали совсем мало: статистика информ-обмена фиксировала в среднем по 5-8 сделок в месяц на 17 проектов, предлагающих такие земли. Тогда как годом ранее проходило по 20-40 таких продаж (максимальный показатель – 49). Однако в июне подписано 24 договора с этим типом объектов. Причем 17 из них пришлось на проект «Юрки» компании «АТС Малиновка». Отметим, что в предыдущие месяцы по техническим причинам проекты этой компании не участвовали в статистике. Правда, год назад высоких темпов реализации указанный комплекс не демонстрировал (здесь продаются земли в 110 км от Петербурга при средней цене 200 000 рублей за участок). В любом случае, оказывается, сверхдешевые земли без улучшений все еще пользуются спросом в отдельным местах. Однако примечательно, что если в 2010 году такие земли граждане готовы были приобретать по 800 000 – 900 000 рублей, то сегодня продажи идут лишь в ценовом сегменте 200 000 – 400 000 руб.

Средняя цена реализованных участков с инженерной подготовкой в июне составила 1,72 млн. рублей или 147 000 руб. за сотку. За год этот показатель существенно не изменился (хотя от месяца к месяцу он «плавает», отклоняясь то в одну, то в другую сторону). Число же самих реализованных наделов неуклонно растет. Таким образом, можно утверждать, что увеличение спроса на землю идет в высоком и низком ценовом сегменте параллельно: соотношение проданных дорогих и дешевых участков сохраняется примерно одинаковым.

Сделок с коттеджами на рынке традиционно немного (в эту категорию мы относим и участки с обязательным подрядом, где клиент сразу оплачивает землю и дом). Согласно данным БАРН, в апреле участниками информ-обмена было продано 18 домов, столько же – в мае, в июне – 13. Это лишь немногим больше, чем продавалось год назад. На таком количестве сделок обобщения делать неоправданно, поэтому пока воздержимся от глобальных выводов.

Не наблюдается существенных сдвигов и в параметрах приобретаемых домовладений: метражи и цены остаются примерно на прошлогоднем уровне (если усреднять данные за полгода). Что хочется отметить: дорогих домов (дороже 7 млн. рублей) в последние месяцы покупают столько же, сколько дешевых. Тогда как «в норме» продажи распределяются по принципу пирамиды: на дешевые товары покупателей много, на дорогие – мало. Однако в сегменте загородной недвижимости сегодня клиенты, нацеленные на экономию, очевидно, переключились на приобретение таун-хаусов. В этом сегменте сделок сегодня в разы больше.

В последнем квартале наблюдается взрывной спрос на сблокированные коттеджи, правда в основном за счет одной компании «Кивеннапа», изрядно вложившейся в рекламу (по заявлению этого застройщика, его рекламный бюджет на 2012 год составляет 120 млн. рублей). Правда, июнь ожиданий не оправдал. В компании предполагали, что в этом месяце проведут 120-150 сделок с секциями, но по факту их оказалось «всего» 63. Подождем результаты июля. Что примечательно, на рынке появляется все больше застройщиков, которые, наблюдая стремительный рост продаж в этом сегменте, выводят на рынок похожие предложения: компактные секции по цене 1,5-2 млн. рублей. Конечно, это проекты куда менее крупные, чем комплексы «Кивеннапы», но тенденция тем не менее весьма показательна.

Справка:

Проект по обмену информацией о реальных сделках, который ведут специалисты БАРН («Бюро аналитики по рынку недвижимости»), стартовал в начале 2009 года. Цель проекта – снабжать его участников наиболее полной и достоверной информацией о совершённых продажах в коттеджных поселках. Изначально в нем согласились участвовать 11 загородных застройщиков.

Сегодня в рамках информ-обмена аккумулируется информация о сделках от 40 компаний и частных застройщиков, ведущих 103 проекта комплексной малоэтажной застройки. В сумме в этих комплексах насчитывается примерно 14 700 домовладений.

За последний месяц к обмену присоединились компания «Единство» с проектом «Охта-Йоки» и компания «Олимп 2000» с проектами «Репинская усадьба», «Сестроречье», «На Заречной». Немало проектов добавилось за счет вновь выведенных в продажу комплексов компании «АТС Малиновка»: «Овсяное», «Оредеж», «Старая Ладога», «Озеро Медное», «Александровское», «Сюрья». Выводили новые проекты и другие застройщики, хотя и не столь массово.

Проект открыт для новых участников. Присоединившаяся к обмену компания будет получать полную информацию о продажах во всех малоэтажных комплексах девелоперов-участников, а также ежемесячную аналитическую справку о выходе новых загородных проектов и ценовой динамике предложений.