Власти Ленинградской области во главе с губернатором начали заниматься дорогами — их возмущает отвратительное качество покрытия многих областных магистралей и аварии на них с летальным исходом. На успех выделены многомиллиардные суммы. Однако, как выяснил 47News, несмотря на претензии к работе, одному из самых крупных игроков в этой дорожной отрасли пока не спешат делать замечания.
Вечной для всей российской истории проблемой озаботился и губернатор Ленинградской области Александра Дрозденко. Утром 19 февраля, во время аппаратного совещания с вице-губернаторами и председателями комитетов он возмутился аварийным состоянием дорог 47 региона (по этому показателю Ленобласть занимает третье место с конца в списке всех субъектов страны).
"Такое ощущение, что мы войну ведем какую-то на территории области.... Вы знаете, я сам вожу машину, и когда едешь по незнакомой дороге Ленобласти, такое ощущение, что едешь по минному полю",- заявил он, реагируя на дежурные доклады подчинённых о том, сколько и на каких областных дорогах погибает человек ежегодно.
Нам показалось, что Александр Юрьевич произнёс эти слова искренне. Кстати, именно такую же фразу постоянно произносит и начальник полиции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Константин Власов. Многие его подчиненные слышали "чертыхания" именно о войне, как только он выезжает в область. Журналисты 47News уверены, что чиновники не одиноки в своих эмоциях.
Отчасти флагман
Нельзя сказать, что областное правительство капитулировало перед нескончаемой чередой ухабов и ям. Ещё осенью власти Ленобласти нанесли предупредительный удар, проведя многолотовый тендер на ремонт дорожного покрытия во всех районах. Года три назад общая сумма контракта в 2,5 миллиарда рублей года казалась астрономической для дорожной отрасли региона. Сейчас это примерно треть годового дорожного фонда.
Как и в любой военной кампании, один из игроков должен был взять на себя роль флагмана. В нашем случае отчасти им стала ООО "Энергостроительная компания" ("ЭСКО"), получившая подряды на четверть от всех лотов. Как писал 47News, "ЭСКО" выиграла аукционы по лотам на ремонт дорог в Приозерском, Кингисеппском, Всеволожском и Сланцевском районах, общая сумма контрактов - 652 миллиона рублей.
Среди конкурсных заданий — ремонт печально известных трасс "Парголово-Огоньки", "Санкт-Петербург — Матокса", подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга.
По информации наших собеседников, искушенных в дорожной индустрии, "ЭСКО" последнее время налегла на закупку тяжелой техники, что говорит о будущих масштабах.
Рождение
История компании "ЭСКО" началась с регистрации в конце октября 2008 года. Трудовая же деятельность "ЭСКО" началась в 2010 году во время празднования 83-летней годовщины образования Ленинградской области.
Праздновали в центре Кингисеппа, вследствие чего город приводили в порядок. Торжественная процессия должна была прошагать по центральному проспекту имени Карла Маркса, поэтому было решено реконструировать участок длиной 2,9 километров от площади Николаева до Восточной улицы.
Подряд на работу и около 65 миллионов рублей из регионального бюджета получила компания "ЭСКО". Официальным путём и после конкурсных процедур. Губернатор Валерий Сердюков, посмотрев на результаты ремонта, распорядился провести проверку того, куда все же ушли средства.
Акт
Репортёрам 47News удалось ознакомиться с актом проверки "использования средств областного бюджета, выделенных и направленных на реконструкцию проспекта Карла Маркса в Кингисеппе". Её провела контрольно-счётная палата (КСП) Ленинградской области в конце 2011 года.
Ведомство выразило претензии к "ЭСКО" на 24 печатных страницах. Как выяснилось, у дорожной фирмы даже не было достойного поручителя выполнения работ, в официальном документе эта мысль звучит так: "договор поручительства имел формальный характер".
Но специалисты КСП были тактичны. Поручителем компании выступило ЗАО "Волгобалт Медиа", которое, по данным 47News, одновременно является единственным учредителем "ЭСКО". В свою очередь, единственным учредителем и генеральным директором ЗАО "Волгобалт Медиа" является Олег Петрович Зеваков, который, если верить открытым источникам, занимается бизнесом по наружной рекламе.
Из основных претензий КСП: функции технического надзора и субподрядчика на работах выполняла одна и та же компания, "СвидСтрой"; образцы материалов, в частности, тротуарной плитки, не соответствовали ГОСТам; бортовой камень автодороги был выложен на 3 см ниже положенного; укладка асфальта продолжалась даже в холода.
Не соответствовали реальным данным отчеты "ЭСКО" о месте закупки материалов. Так, якобы асфальтобетонная смесь закупалась в ОАО "Асфальтобетонный завод №1". Но завод официально открестился от сотрудничества, выдав справку: "по указанным номерам и датам паспорта на асфальтобетонную смесь были выданы иным организациям".
Итог проверки в акте выражен следующим образом: "работы по реконструкции пр. Карла Макса в полном объеме завершены не были".
Никто не хотел проверять
Председатель КСП Алексей Ларькин в беседе с корреспондентом 47News подтвердил факт проведения проверки, особо отметив, что сначала результаты были показаны губернатору Сердюкову. "Акт был передан, как и положено, в прокуратуру и в ФСБ. О дальнейшей судьбе акта мы узнать не можем, нам не положено", - добавил он.
Экс-губернатор Валерий Сердюков в разговоре с корреспондентом 47News тоже вспомнил о той истории, впрочем, без подробностей. На прямой вопрос журналиста, почему он отправил результаты проверки "в стол", Валерий Павлович ответил: "Я вам клянусь, ни одного документа не прятал, всё переходило в соответствующие инстанции. Об этой истории я помню, но как она закончилась, я не знаю. Много всего было...".
Несмотря на первый "блин", второй выход "ЭСКО" на дороги Ленобласти состоялся в 2011 году. Кингисеппское и Сланцевское дорожно-ремонтно строительные управления заключили с фирмой договоры субподряда. Ремонту подверглись участки на дорогах "Петродворец — Кейкино", "Котлы - Семейское — Урмизно", "Кингисепп — Порхово", "Старополье — Осьмино", "Гостицы — Пустомержа". Общая сумма контрактов — 295 миллионов рублей.
"Скажем так: связываться с проверками в отношении этой компании никто не хотел. Претензий в письменном виде вы нигде не найдёте", - загадочно прокомментировал статус "ЭСКО" собеседник корреспондента 47News в областном правительстве.
Как все
Об Олеге Зевакове - человеке, которого принимают за владельца "ЭСКО" - нам известно не многое. В бытность Александра Дрозденко вице-губернатором Зеваков числился у него советником. Сейчас является членом политсовета регионального отделения "Единой России". Секретарь областного "ЕдРа" Владимир Петров на вопрос, какую функцию этот человек выполняет в партии, ответил на бегу: "Ничем не выделяется. Ходит на все заседания политсовета, семинары и встречи".
Мы собрались было поговорить с самим Олегом Зеваковым о том, насколько он, как коммерсант, интегрирован в дорожный бизнес и какие планы у него в этой отрасли. Через секретаря он передал журналистам, что к компании "ЭСКО" не имеет никакого отношения. Может, действительно не в курсе, что его компания "Волгобалт Медиа" учредила этот флагман дорожного строительства?
Юлия Гильмшина,
Евгений Вышенков,
47News