Многие годы с Кировским районом Ленинградской области связана судьба майора запаса Вооруженных сил РФ, питерского бизнесмена Грачьи Мисаковича Погосяна. Это по его инициативе и на его средства за последние годы здесь было установлено сразу три памятника: Поклонный крест с лампадой у Музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда", хачкары на Синявинских высотах и Невском "пятачке".
В минувшее воскресенье, 9 июня, исполнилась еще одна сокровенная мечта мецената – в день рождения Петра I в Кировске состоялось торжественное открытие воссозданного заново по сохранившимся чертежам народного памятника российскому императору.
Под покровом легенд
Полтора века назад свой памятник Петру I в древнем урочище Красные Сосны поставили простые русские крестьяне - путиловские каменотесы братья Спиридоновы. Это местечко овеяно множеством легенд. О них рассказывает в своей книге "Забытое прошлое окрестностей Петербурга" известный историк конца XIX века М. И. Пыляев.
Первое предание относится еще к временам язычества. Оно гласит о том, что здесь, на высоком берегу Невы, была священная роща, где чинился суд старшин, собиралось народное вече и древние финны совершали жертвоприношение своим богам Перкелю и Юмале.
Далее известный историк сообщает, что гораздо позже, "по водворении в земле финнов христианства" на этом месте был сооружен храм. В доказательство тому приводит существующее утверждение епископа Павла Абовского о том, что "вблизи дороги в Нотебург, в лесу, находился монастырь".
О здешней местности у финнов существовала и другая более поздняя легенда, связанная с войной между Швецией и Россией за приневские земли. Поначалу победа оставалась за русскими. Однако их везение закончилось, когда к командованию войском противника приступил новый полководец Понтий Делагарди. Его имя приводило всех в ужас, так как ему приписывали тайную связь с духами, при участии которых он и побеждал противника.
Однако вскоре удача оставила его. Это произошло в тот самый момент, когда шведский полководец расположился на отдых в местечке у Красных Сосен. Когда вождь заснул, у него мгновенно выросло на шее огромное дерево. Сам Делагарди этот факт приписал Божескому гневу. "Собрав свое войско, он немедленно отправился в дорогу и исчез. С тех пор его никто не видал", - пишет М.И. Пыляев.
Согласно преданиям, именно на этом месте произошло спасение Петра I в далеком 1702 году. Именно здесь российский царь провел свою последнюю ночь перед штурмом Нотебурга, а Россия "последнюю ночь перед своим возвращением к новой жизни".
Император решил лично разведать обстановку и для этого "вознамерился с подзорной трубой залезть на самую высокую сосну".
Но один солдат из Преображенского полка опередил царя и сам полез на дерево. И тут раздался выстрел, солдат мертвым упал на землю. Его с почестями похоронили, а на этом месте оставили зарубку. Спустя полтора столетия появился памятник императору от благодарных путиловских крестьян.
Недолгий век
В сентябре 1847 года журнал "Иллюстрация" информировал своих читателей о том, что "каменотесцы путиловские, братья Спиридоновы, вознамерились соорудить на свой счет памятник Петру I. Прекрасна была эта мысль, и не менее удачно выбрано место. В 42-х верстах от Петербурга… на славном пути побед бессмертного преобразователя, даровавшего России ее могущество, славу, ее вторую жизнь, – на берегу Невы, в том самом месте, где некогда под “красными соснами” был раскинут шатер Петра I-го… каменотесцы из достатков, в поте лица приобретенных, поставили ему памятник".
Предки братьев Спиридоновых были родом из Белозерска Вологодской губернии. По некоторым данным их дед, крестьянин по происхождению, стал придворным печником и удостоился милости царя Петра. А отец Спиридон Кирилов, как и все мастеровые села Путилово, работал на строительстве императорских дворцов. Он и завещал сыну Николаю перед смертью 30 марта 1843 года поставить у Красных Сосен памятник Петру I.
В прошении братьев Спиридоновых к императору писалось: "Занимаясь обделыванием путиловской плиты, мы возымели ревностное желание посвятить труды свои на сооружение из той плиты памятника незабвенному Монарху Петру I-му".
Памятник был закончен 11 октября 1845 года - к 143-й годовщине взятия Шлиссельбурга. Он был сооружен по рисунку самих братьев Спиридоновых из путиловской плиты и имел вид конуса, оканчивающегося вверху черным гранитным шаром. Затем братья Спиридоновы стали решать вопрос о построении вокруг него каменной ограды и лестницы. Ровно год потребовался им на завершение этой работы.
Торжественное открытие памятника с освящением прошло 27 февраля 1847 года. Позже он дважды реставрировался - в 1872 и в 1899 годах.
В течение многих лет он по праву считался одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербургской губернии. Похвальным патриотическим поступком называли это сооружение современники. К нему совершали крестные ходы, у него служили литии, поминая Петра I и петровских солдат.
О важности этой местной достопримечательности свидетельствует и тот факт, что в 1903 году Императорским Археологическим институтом Красные Сосны были нанесены на археологическую карту Санкт-Петербургской губернии. И это несмотря на то, что памятник к тому времени был уже практически разрушен.
Вот какими впечатления об увиденном печальном зрелище в том же, 1903 году, делится художник Илья Тюменев: "Впереди, с левой стороны, у самой дороги, показалась группа полувысохших сосен и под нею серая груда камней. Это и был памятник под Красными соснами... остался только один пьедестал, и горьким сарказмом отзывается теперь уцелевшая на нем надпись: “Императору Петру I-му, отцу Отечества, незабвенная признательность”…
Жизнь этого памятника оказалась сравнительно недолгой – она не насчитывает и ста лет. Сегодня от древнего урочища Красные Сосны не сталось и следа. Как, впрочем, и от памятника Петру, который был окончательно утрачен во время Великой Отечественной войны. Как свидетельствуют очевидцы, остатки разрушенного в годы Великой Отечественной войны памятника бесследно исчезли, а неподалеку вскоре появилась – пушка, символизирующая собой совсем другую эпоху.
Спустя несколько веков эта крохотная частица русской земли под новым названием - Невский "пятачок" принесла новую победу: кровопролитные бои на этом легендарном плацдарме сыграли ключевую роль при прорыве блокады Ленинграда. В этих боях участвовали люди самых разных национальностей. В том числе и армяне. Об этом сегодня потомкам напоминает памятный камень – хачкар, установленный здесь питерским бизнесменом Грачьей Погосяном.
С благодарностью императору
Надо сказать, что история русско-армянских отношений имеет давние традиции. На протяжении веков Россия играла важную роль в судьбе армянского народа. И всегда маленькая кавказская страна у великой державы находила поддержку. Об этом в частности свидетельствуют множество документов. Один из первых - петровской эпохи от 2 марта 1711 года Сенатский указ "Об умножении и облегчении армянского торгу", в котором, в частности, сказано: "Армян, как возможно, приласкать и облегчить им участь, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда".
Эти добрые отношения между Россией и Арменией крепнут и поныне. В том числе благодаря такой вот миссионерской деятельности питерского бизнесмена, армянина по национальности Грачьи Погосяна.
- Когда несколько лет назад мы составляли план к 300-летию со дня создания армянской общины в Санкт-Петербурге, изучали многие архивные материалы, то невольно обратили внимание на то, что практически везде упоминался Петр Первый – российский император, который создавал все условия и всячески способствовал переезду армян в Петербург, - рассказывает бизнесмен. - Тогда я подумал: я тоже десять лет живу в этом городе, который меня принял, здесь живет моя семья, подрастают трое детей. С того момента у меня зародилась мечта - поблагодарить человека, который сделал много доброго для нашего народа и поставить памятник великому императору.
Однако получить разрешение на это в Петербурге оказалось невозможно. И тут вдруг совершенно случайно узнал от председателя Комитета по увековечиванию памяти бойцов Ленинградского и Волховского фронтов Владимира Викторовича Кунтарева о существовавшем некогда памятнике Петру I у Красных Сосен. Поделился с ним своей идеей о восстановлении монумента. Тот не только поддержал, но и помог продвинуть этот проект.
Быстро нашелся весь необходимый материал по истории создания памятника. Стоило лишь заглянуть в районную библиотеку, как собралась увесистая папка газетных публикаций местного краеведа Марины Лермонтовой.
В районной и городской администрациях также была получена полная поддержка. А затем, не теряя времени, Грачья Погосян обратился к Валерию Кузьмину – известному в Санкт-Петербурге архитектору, с которым они вместе устанавливали Поклонный крест с лампадой у Музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда". Началась работа над проектированием памятника. Спустя полгода к его реализации приступила бригада под руководством Армена Габриеляна. На воссоздание монумента и прилегающей к нему территории, как и планировалось, потребовался год.
Грачья Погосян - человек верующий. Как и вся его семья. Он считает, что его причастность к восстановлению памятника в Красных Соснах в Кировске – это Божий промысел. Поэтому прежде чем взяться за воссоздание памятника, он решил посетить царскую усыпальницу в Петропавловке, возложил цветы к могиле Петра Великого.
Затем за благословением отправился в Путилово. Там на местном кладбище, который знатоки истории называют Александро-Невской лаврой в миниатюре, поклонился праху братьев Спиридоновых. В знак признательности, к их старым, поросшим мхом надгробиям, меценат положил красные розы. И не смог остаться равнодушным, увидев, в каком непотребном состоянии находится последний приют известных путиловских каменотесов.
Незадолго до открытия памятника Петру в Кировске, в этом старинном селе прошла не менее торжественная церемония по освящению семейной усыпальницы Спиридоновых после ремонта. Ее провел протоиерей Владимирского собора Санкт-Петербурга отец Александр. Много теплых слов в адрес мецената сказал участвующий в этом мероприятии советник губернатора области Руслан Нехай.
Элементы новизны
На церемонию открытия памятника Петру Великому 9 июня в Кировске собралось множество людей. Прежде всего, из числа местных жителей. Немало было и официальных лиц, представителей армянской диаспоры Санкт-Петербурга. Прибыла делегация из города Аштарак – малой родины Грачьи Погосяна. С этого года он стал еще одним из многочисленных побратимов Кировску. В этот день гости из далекой Армении впервые приняли участие в проходившемся в Кировске традиционном празднике "Содружество".
Большинство кировчан, несомненно, рады, что в их городе еще одним памятным местом стало больше. Однако есть и такие, кого до сих пор терзает этот непростой вопрос: хорошо это или плохо, что памятник Петру Великому поменял свое историческое место?
- Конечно, хотелось полностью соблюсти историческую действительность: поставить памятник на том самом месте, где он стоял ранее, - говорит Грачья Погосян. - Однако пришлось согласиться с неоспоримыми обстоятельствами, так как та земля уже давно используется под другие нужды. Исходя из этого, городские власти предложили другое, как оказалось, более подходящее место –в центре города, в сквере на берегу Невы. Пояснили преимущества: и посещаемость памятного места будет больше, да и с безопасностью куда меньше хлопот.
По ходу дела пришлось поменять и материал, из которого изготавливался памятник. Несмотря на то, что до сих пор ведутся разработки того старого карьера и по-прежнему добывают путиловскую плиту, пришлось использовать белый гранит, привезенный с Урала, чтобы монумент стоял века. Местный известняк пошел на мощение прилегающей территории, ограды и спуска к Неве. Здесь историческая доминанта соблюдена.
Пришлось отказаться и от первоначального замысла по посадке сосновой рощи. Решили, что не стоит нарушать местный колорит и выкорчевывать старые деревья.
В итоге получился новый старый памятник. Хотелось того или нет, однако время вольно или невольно вносит свои коррективы.
- Мы живем один раз и должны поддерживать тесную связь между прошлым, настоящим и будущим. Я хочу, чтобы с возвращением этого памятника сила императора передалась этой земле и тем людям, которые здесь живут. Я хочу, чтобы Кировск процветал, и чтобы меня горожане всегда вспоминали добрым словом, - говорит меценат.
Тамара Сапожникова, 47 News
Фото автора