В России появится федеральный закон о народных дружинниках. 47news выяснил, как функционируют народные дружины в Ленобласти сегодня, сколько рублей вскоре нужно будет заплатить за сопротивление ДНД, и чем начнут завлекать жителя, несмотря на его моральные убеждения.    

Государственная Дума РФ во втором чтении приняла законопроекты, регламентирующие деятельность народных дружин и штрафные санкции за воспрепятствование законной деятельности дружинников. До этого правовые основы участия граждан в охране общественного порядка определялись на уровне законодательства субъектов федерации - 64 региона имели собственные законы о народных дружинах. После третьего чтения нового закона, утверждения в Совете Федерации и подписания его президентом, региональные законодательства должны будут привести свои местные законы в соответствие с федеральным.

На вскидку значительных отличий в принимаемом федеральном законе немного. Принципиальный момент — все народные дружины в каждом субъекте РФ должны быть занесены в региональный реестр. Оговариваются некоторые льготы для действующих дружинников, в том числе предоставление бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта во время исполнения обязанностей. Устанавливается размер штрафа за оказания сопротивления дружиннику, находящемуся при исполнении обязанностей (500-2500 рублей) и штрафа для самого дружинника, если он превышает свои полномочия (1000-3000 рублей).

К вступлению в народные дружины не будут допускаться граждане, имеющие гражданство другого государства, ранее судимые, причастные к экстремистской деятельности, страдающие психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью.

Вопросы социальной защищенности дружинника во время исполнения им обязанностей, а также вопросы материального стимулирования, в текущем тексте закона по-прежнему остаются в ведомстве субъектов федерации и не регламентируются им.

В Комитете правопорядка и безопасности Ленинградской области считают, что после вступления в силу федерального закона можно упростить и систематизировать работу с народными дружинами, однако пока в текст закона не внесены все поправки, говорить о нем рано.

В настоящий момент на территории Ленобласти участие граждан в охране общественного порядка регламентируется областным законом № 121 от 10.11.2008 года и постановлением Правительства Ленобласти от № 304 от 10.05.2009 года. В постановлении городским и сельским поселениям региона рекомендуется создать народные дружины, организовать их работу во взаимодействии с правоохранительными органами и обеспечить контроль их деятельности. Как выяснила редакция 47news, рекомендациям правительства последовали не все муниципальные и городские образования региона. Тем не менее, нам удалось найти несколько действующих народных дружин.

Начальником штаба Добровольной народной дружины (ДНД) города Гатчина является руководитель Отдела по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности местной администрации Сергей Меркунов. Он рассказал корреспонденту 47news, что народная дружина существует в городе около года. Люди, не получающие никакого материального вознаграждения, действуют из собственных моральных убеждений и чувства социальной ответственности. Действуя в рамках областного закона № 121, администрация МО "Город Гатчина" приобрела для дружинников специальную форму, с надписью "Народная дружина" на спине, за счет спонсорских денег и муниципального бюджета. Форма, по словам Меркунова, призвана заменить классическую нарукавную повязку, которая у многих граждан ассоциируется с советскими временами и вызывает негативные эмоции.

По мнению начальника штаба, главная проблема законодательства в отношении участия граждан в охране порядка заключается в том, что народные дружинники не имеют никакой социальной защиты. "В областном законе есть фраза о том, что народный дружинник имеет право отказаться от исполнения своих обязанностей, если его жизнь и здоровье могут быть подвержены опасности,- сказал Сергей Меркунов. -Те, кто вставлял этот пункт в закон, заботились не о людях, а о себе. Если что-то случится с дружинником — пожалуйста, вы же могли не исполнять обязанности по закону. В текущем виде федерального закона эта фраза остается. Здесь есть откровенное лукавство". По словам Меркунова, сейчас перед каждым дежурством, которые, в основном проходят по вечерам в выходные дни, дружинников инструктируют: рекомендуют не провоцировать возможные конфликты и предварительно оценивать ситуацию на предмет возможной опасности для их жизни и здоровья.

Исполняющий обязанности главы администрации Лесколовского сельского поселения Всеволожского района Вячеслав Слезов рассказал 47news, что народная дружина действует в поселении с 2011 года. В составе дружины 10 человек, все из местных жителей. Администрация обеспечила дружинников повязками, удостоверениями личности, фонарями и рациями за счет местного бюджета. Дружина собирается 1-2 раза в месяц и действует совместно с участковым инспектором. Кроме того, добровольцы обеспечивают охрану во время проведения массовых мероприятий. Никаких финансовых вознаграждений и льгот дружинники не получают.

"Народная дружина очень помогает охране общественного порядка в поселении, - сказал Вячеслав Слезов. - Особенно после того, как у нас закрыли отделение полиции и перевели его в Кузьмолово. Это довольно далеко, так что дружинники в некоторой степени восполняют отсутствие полицейских". По словам Слезова, никаких происшествий с участием дружинников в поселении не происходило, дружина пользуется неизменным уважением и поддержкой местных жителей. Мнение о готовящемся к выходу федеральном законе Вячеслав Слезов не выразил, сказав, что стоит подождать принятие закона, а потом уже обсуждать его. "Пока мы действуем в рамках соответствующего областного закона", - отметил он.

Начальник Отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Бокситогорского МО Михаил Косушкин подтвердил редакции 47news, что на территории Бокситогорского городского поселения уже год действует народная дружина в составе 15 человек. "Наши депутаты в прошлом году выделили мало денег на дружину, - сказал он в телефонном разговоре с корреспондентом. - Мы смогли закупить повязки для дружинников и сделать им удостоверения. В этом году денег больше, хотим закупить для дружины специальные жилеты со светоотражающими элементами, как у сотрудников ДПС".

По словам Косушкина, дружина в основном привлекается для охраны правопорядка на массовых мероприятиях. Совместные рейды с полицией проводятся 2-3 раза в месяц, причем начальник дружины периодически подает в администрацию списки добровольцев, оказавших реальный вклад в дело обеспечения общественного порядка. Отличившихся стимулируют денежно, от 500 рублей. "В прошлом году премировали 3-4 раза, денег было немного у нас", - сказал Михаил Косушкин. Периодичность проводимых рейдов напрямую зависит от местной полиции, так как согласно действующему законодательству, народные дружинники не могут действовать без участия полицейских. "Полиция не особенно заинтересована в дружине, - добавил Косушкин. - Им сверху бьют по шапке, они присылают разнарядку".

Так что, если новый закон будет принят без значительных изменений, он всего лишь приведет региональные законы к какому-то единому стандарту, не изменив ситуации "на земле". Поощрение дружинников, их обеспечение и социальные гарантии по-прежнему останутся в ведомстве муниципалов, у которых, как известно, нередко туговато со средствами.

На территории Ленобласти дружины могут восполнять отсутствие полицейских там, где их мало, но не могут их заменить, в виду действующих законодательных ограничений. А значит, дальше редких сборов дружин по праздникам и "для галочки" чего-то большего не ожидается. Разумеется, власть полностью пересматривает свое отношение к штатским патрулям, если происходят события, имеющие политические последствия. Так, например, когда в поселке Фёдоровское Тосненского района в начале ноября прошлого года зверски была убита пенсионерка, а местные жители взялись за контроль над улицами, то, безусловно, нашли поддержку. Другое дело, что даже такого уровня эмоции стихают как у граждан, так и у властей всех трех уровней.

Справка

Первые народные дружины, призванные обеспечивать общественный порядок появились в России еще в конце 19-го века. Опыт полиции царской власти переняла советская милиция, причем именно в Ленинграде в 1926 году были созданы Комиссии общественного порядка (КОП), объединяющие активистов, которые вели борьбу с пьяницами и хулиганами. Инициативу подхватили комсомольцы, затем в 1932 году были созданы Бригады содействия милиции (Бригадмил), просуществовавшие до 1958 года.

Классические дружины стали появляться на различных предприятиях страны в середине 50-х годов. К 1970 году в Советском Союзе было уже около 100 тысяч народных дружин, в которых состояли до 7 миллионов человек. В середине 80-х число дружинников превысило 13 миллионов. Советские дружинники имели достаточно широкие полномочия. В том числе они могли действовать отдельно от сотрудников правоохранительных органов, задерживать правонарушителей и самостоятельно доставлять их в отделения милиции. В качестве материального стимулирования использовалось только предоставление отгулов на месте постоянной работы дружинника — высокий уровень самосознания советских граждан не требовал иных льгот. 

Защита дружинника также была серьезной. Оказание сопротивления народному дружиннику, осуществляющему возложенные на него обязанности, могло повлечь за собой наказание в виде лишения свободы на срок до одного года, исправительные работы или штраф, в размере двух минимальных месячных окладов. Те же действия, но сопряженные с насилием или даже с угрозой насилия, влекли за собой тюремный срок от 1 до 5 лет. Фактически в этих случаях дружинник приравнивался к сотруднику милиции, за оказание сопротивления которому следовали ровно такие же санкции. Посягательство на жизнь сотрудника милиции или народного дружинника влекло за собой от 5 до 15 лет тюремного наказания, либо смертную казнь.

В 318 статье ныне действующего УК РФ "Применение насилия в отношении к представителю власти", народные дружинники не упоминаются.

Артем Шалякин, 47news