Трасса "Скандинавия" унесла жизни десяти человек. Пассажиры микроавтобуса, воспользовавшиеся услугами ИП "Найденова", и водитель не доехали до пограничного пункта с Финляндией "Брусничное". Шансов не было – вместо дороги на этом месте каток. Авария принесёт концептуальные разбирательства на мировом уровне – вплоть до воспоминаний о Никите Хрущеве.

В Выборгском районе Ленинградской области в субботу, 15 февраля, около 9 утра, на 16 километре автодороги "Скандинавия" в Выборгском районе, на подъезде к международному автомобильному переезду "Брусничное", произошло ДТП, унесшее жизни десяти человек.

Как стало известно 47news, микроавтобус "Фольксваген", отправившийся из Санкт-Петербурга в начале восьмого утра, вез в Финляндию так называемых "челночников" и тех, кому надо поставить штамп в заграничном паспорте. Когда до пропускного пункта оставалось совсем немного, водитель микроавтобуса принял решение, по всей видимости для обгона, выехать на встречную полосу, где врезался в негруженный лесовоз, двигавшийся навстречу.

В результате аварии в микроавтобусе с туристами погибли десять человек. В 18-местном автобусе находились 12 человек. На месте скончался водитель автобуса, один мужчина и восемь женщин, находившихся в салоне. Водитель лесовоза находится в критическом состоянии, но врачи говорят, что у него есть шанс. Двух выживших пассажиров микроавтобуса отвезли в центральную районную больницу города Выборга. Они находятся в реанимации в состоянии средней тяжести.

По информации 47news, микроавтобус, попавший в аварию, принадлежал индивидуальному предпринимателю Натальее Найденовой, фирма которой имеет одноименное название. О фирме говорят, как об одной из сотен, которые существуют в Санкт-Петербурге и готовы возить туристов в соседнюю страну по разным потребностям на несколько часов. Самым важным фактом для таких компаний является время, за которое они доедут до границы – чем раньше, тем меньше стоять в очереди на въезд и вечером – на выезд.

По предварительной версии, формально виноват водитель микроавтобуса, но фактически на этом участке трассы из-за погодных условий на дороге не просто гололед, а каток.

Приблизительно в 12 часов 15 февраля из автомобиля были извлечены трупы. Пока ни о каком изучении технического состояни автомашин речи не идет. На месте работают сотрудники ОГИБДД Выборгского района области и 2-я рота спецбатальона УГИБДД. Инспекторы регулируют движение, поскольку на дороге в обе стороны образовался затор.

Из-за ДТП закрыт въезд на МАПП "Брусничное". Финские пограничники просят автомобилистов выбрать пункты пропуска "Ваалимаа" или "Иматра" для пересечения финляндско-российской границы.

По стечению обстоятельств руководство региона практически моментально оказалось на месте происшествия. Первый вице-губернатор Константин Патраев утром как раз прибыл для участия в митинге в Светогорске, посвящённом 25-летию вывода советских войск из Афганистана (он хоть и не является куратором Выборгского района, но в течение 15 лет работал в нём, в том числе 6 лет руководил районной администрацией).

Сразу же после того, как ему и коллегам сообщили о трагедии, он сел в машину и направился на место аварии. Также поступил прокурор Выборгского района Олег Минаев и председатель комитета по безопасности Выборгского района Андрей Никитин.

Губернатор Александр Дрозденко выразил соболезнования родственникам погибших, он поручил комитету по здравоохранению региона оказать все необходимое содействие медикам.

По предварительным оценкам, причиной происшествия стали неблагоприятные погодные условия. Фактически на этом участке дорога превратилась в каток. В случае с описываемом ДТП эта стандартная формулировка для всех аварий приобретает международное значение.

Дело в том, что участок трассы проходит вдоль Сайменского канала, находится в аренде у финской стороны и обслуживается финскими дорожными службами. Часть дороги считается технологической и, в соответствии с соглашениями, российская сторона заключает с финской контракты на использование и обслуживание.

То есть, соседи производят там ремонт, выставляют дорожную технику, в их обязанности входит и посыпка дорожного покрытия противогололёдными материалами (в России принято использовать в их качестве соль, у европейцев – гравийную крошку).

Без выводов экспертов категорично утверждать, что трагедия произошла из-за того, что на дорогу не высыпали химикаты (как, впрочем, и то, что их не высыпали), нельзя, однако факты говорят именно за этот вариант. Сотрудники правоохранительных органов, оперативно прибывшие на место происшествия, сами чуть не стали жертвами – когда они подъезжали к пограничному посту метров за 200 едва не потеряли управление. "Если скорость была большая, шансов вырулить у водителя не было", - считает один из наших собеседников.

Возможно, финские дорожные службы не смогли быстро сориентироваться при изменении погодных условий – слишком резко минусовая температура превратилась в "ноль".

Кажущаяся на первый взгляд странной аренда части федеральной трассы выглядит логично, если вспомнить, как участок выглядит физически – не слишком широкая, с изгибами, дорога, пролегающая вдоль водного объекта.

Финляндия арендует 19,6 км из 34 км российской части канала (длина всего канала – 57 км), от шлюза "Брусничное", и прилегающую территорию, а также остров Малый Высоцкий. Срок аренды — до 2063 года, она происходит на платной основе – ежегодно из бюджета страны в казну России передается 1,22 миллиона евро, а также "по 0,18 евро за каждую единицу валовой вместимости судов, превышающую 1,5 млн единиц суммарной валовой вместимости за навигацию". 

Первый договор аренды заключен в 1962 году, еще при Никите Хрущеве, в 2011 году, при Дмитрии Медведеве, был подписан новый договор аренды.

На ментальном уровне нелогичным кажется и сам факт неаккуратности европейцев по отношению к исполнению своих обязанностей. Впрочем, тоже ментальном уровне можно сделать вывод о том, что в случае доказательства невыполнения финской стороной своих обязательств, родственникам погибших и пострадавшим будет оказана материальная помощь.  

Добавим, что из-за большого числа автоаварий федеральную дорогу "Скандинавия" называют трассой смерти, причём не только водители, но и сотрудники ГИБДД. Суббота, 15 февраля, добавила ещё один аргумент в пользу этой метафоры.

Информацию об участниках ДТП, а также экстренную психологическую помощь родственники пострадавших и погибших могут получить по номеру 8 (812-71) 82-516 (ГУ МЧС по Ленобласти).

При необходимости дополнительную информацию об организации дорожного движения (по-фински или по-английски) можно получить у майора Юха Кивеля (Juha Kivelä), тел. 358 295 422 000.
 
В случае, если вы стали свидетелем трагедии или являетесь родственником погибших и пострадавших и считаете нужным рассказать о деталях ДТП, звоните по дежурному номеру редакции 47news 7 981-857-25-93.

Юлия Гильмшина,
Виктор Смирнов,
47news