С 19 до 16 лет строгого режима снизил Верховный суд РФ меру наказания авторитетному предпринимателю Артуру Кжижевичу в связи с исключением из вмененного ему Ленинградским областным судом состава эпизода об убийстве бизнесмена Павла Кириллова - одного из троих исчезнувших на Ладожском озере мужчин, отправившихся на рыбалку на финском катере "Сильвер Игл".


По мнению судьи Верховного суда, в приговоре вина подсудимых не была прописана. В связи с исключением этого эпизода на 1 год были снижены сроки еще троим осужденным по "делу Кжижевича": Воронин вместо 16 получил 15 лет строгого режима, Клещев и Пирогов - вместо 19 получили по 18 лет.


Кроме того, в связи с недоказанностью причастности осужденных к смерти Кириллова, родственникам последнего отказано в иске о возмещении морального вреда. Остальным осужденным Верховный суд приговоры оставил без изменения. Адвокаты осужденных намерены подавать надзорные жалобы в Президиум Верховного суда РФ.


Напомним, что имя бизнесмена стало печально известным, когда милиция объявила о раскрытии убийства в акватории Ладожского озера работника администрации Петербурга Алексея Курникова, сотрудника ФСБ Константина Нагорного и бизнесмена Павла Кириллова.


Принадлежавший Павлу Кириллову катер "Сильвер Игл" - точнее, его сгоревший остов - был обнаружен рыбаками 7 сентября в районе острова Верккосаари. Катер был отбуксирован к причалу поселка Моторное. На следующий день в ходе поисков в акватории Ладоги близ острова Воссинойсаари было обнаружено тело Алексея Курникова с колото-резаными ранениями шеи. Поиски двоих других участников рыбалки закончились тем. что со дна было поднято более двухсот тел утопленников, но ни Кириллова, ни Нагорного среди них не оказалось. Обвинение полагало, что Кириллов и Нагорный были также убиты. Верховный суд согласился с этим мнением относительно Нагорного, но счел необоснованным его относительно Кириллова.

 

В этом предположении обвинение опирается в основном на показания инспектора ладожского рыбнадзора Андрея Козлова и его сына Егора, которые 5 сентября (в день убийства) на своем служебном катере повезли Кжижевича и еще шестерых ныне подсудимых на рыбалку. Согласно показаниям Козлова-старшего, все его пассажиры были в состоянии "легкого алкогольного опьянения". Они вышли в акваторию рано утром, и спустя некоторое время увидели красивый финский катер "Сильвер Игл". Кжижевич приказал догнать встретившееся судно, после чего пятеро мужчин (всех их он опознал на следствии среди сидевших сегодня в суде подсудимых) "неожиданно" перепрыгнули на его борт и стали избивать находившихся там Нагорного, Курникова и Кириллова.


Константин Нагорный попытался предъявить свое удостоверение сотрудника ФСБ, но "корочку" вырвали у него из рук и бросили в воду. Однако Кжижевич скомандовал достать удостоверение. Узнав, кто является жертвой нападения, он скомандовал убить его и его друзей, а потом сжечь катер. Мужчин сбросили за борт, забрали у Андрея Козлова его табельный "ТТ" и стали расстреливать плававших. Когда все трое окончательно скрылись под водой, нападавшие отбуксировали катер к ближайшему островку и подожгли.


Мотивы нападения обвинение объяснить не взялось: конфликт на воде признан "немотивированным". Распределение ролей во время потасовки также покрыто тайной. Признак вооруженности предполагаемых "казанских" ОПГ также не нашел своего подтверждения: оборот огнестрельного оружия вменяется лишь Алексею Коротченкову, который, по итоговой версии прокуратуры, в сообществе не состоял вовсе (210-я статья УК РФ ему не вменялась).


Между тем, напомним, признанная вина Кжижевича далеко не ограничивается убийством на Ладоге: согласно обвинению, именно он возглавлял могучее "Казанское" преступное сообщество, которое под его руководством совершало убийства, покушения на убийства, похищения людей и вымогательства. Согласно мнению обвинения, Кжижевич создал и возглавил его "не позднее 2001 года", объединив его членов "по территориальному и национальному признаку" (а также по месту занятий спортом на базе "Светлана"), вооружив бейсбольными битами и ножами. Получая средства для своей "преступной деятельности" от автомойки "Таврия" и охранной фирмы "Минотавр", "казанские" занимались также вымогательствами денег и имущества у коммерсантов.


Причем, согласно показаниям ряда свидетелей (правда, которые были даны только на предварительном следствии), прямое "крышевание" магазинов в начале 90-х сменилось в 1998-м году вполне цивилизованными "охранно-консультативными услугами" ЧОП "Минотавр".


Впрочем, Ленинградский областной суд счел доводы о "Казанском" ОПГ не доказанными, а за все доказанные преступления приговорил подсудимых к тюремным срокам от 7 до 19 лет.


Павел Горошков