Даже в компании "Усть-Луга" нашлось место кризису. Там столкнулись мультимиллионер Валерий Израйлит и миллиардер Геннадий Тимченко. При тотализаторе 47news не торопился бы ставить на местного игрока. В его офисах отключают свет и телефоны. Надежды еще остались, но они в руках "Газпрома" и правительства Ленобласти.
Попытка дозвониться до офиса "Северной дноуглубительной компании" (СДК), в которой из-за миллиардного долга 18 августа была введена процедура наблюдения, не принесла успеха. Когда корреспондент 47news воспользовался телефоном, указанным на сайте подрядчика строительства порта "Усть-Луга", мужской голос сообщил, что компания "СДК" выехала из офиса в Петербурге на Белоостровской улице и не оставила нового адреса. Любопытно, что номера телефонов на официальном сайте самой ОАО "Компания Усть-Луга", вообще больше не зарегистрированы в сети. В мелком совпадении журналистам послышался грохот рушащейся конструкции известного в Санкт-Петербурге и очень популярного в Ленинградской области бизнесмена Валерия Израйлита.
Основанная в 2003 году компания "СДК", ставшая неизменным генподрядчиком по дноуглубительным работам в порту "Усть-Луга", была учреждена холдингом ОАО "Промышленно–строительное товарищество" (ПСТ), в органы управления которого входит брат председателя совета директоров "Компании Усть-Луга" Валерия Израйлита Николай. Эксперты отмечают, что дноуглубительные работы в акватории строящегося порта - это практически вечный источник финансовой прибыли — после выполнения масштабных работ глубины нужно постоянно поддерживать из-за сложных течений и илистого грунта.
Наблюдение на "СДК" введено по иску ФГУП "Росморпорт", которому дноуглубительная компания задолжала более миллиарда рублей неустойки за невыполненные в срок работы. Работы были остановлены после того, как в 2012 году в порту частично обрушились причалы нефтяных терминалов. Это связали с нарушением правил техники безопасности при углублении дна.
Сам Валерий Израйлит, в 2005 году сменивший на посту председателя Владимира Якунина, стал для петербургского бизнеса в некоторой степени символом, создав устойчивый стереотип по Маяковскому: "Мы говорим Усть-Луга, подразумеваем Израйлит". И наоборот. Якунин стал всемогущим, порт Усть-Луга перестал быть для него топовой темой и имя Израйлита затмило Якунина. Конечно, в нашем 47-ом королевстве.
Но пострадавшие в порту причалы оказались собственностью "Роснефтебункера" и "Новатэка", которые относится к активам Геннадия Тимченко. Этот бизнес-тяжеловес с 2013 года уделяет Усть-Лужскому порту значительное финансовое внимание. Как рассказали 47news люди компетентные, друг Владимира Путина не согласился не зарабатывать из-за ошибок структур, аффилированных с Израйлитом. А после начала новой "холодной войны" из-за Крыма Тимченко, ставший невыездным, стал больше времени уделять на тактическим проблемам. Говорят, что его поддержал (или посчитал, что лучше поддержать) петербуржец, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. Эти факторы объясняют неожиданно непримиримую позицию "Росморпорта", которая привела к банкротству "СДК" и покачнула холдинг "ПСТ".
Собеседники журналиста отметили, что большие хлопоты неизбежно порождают мелкие обиды. Как в анекдоте, "если у тебя будут проблемы, вычеркни мой телефон".
Так, переезд компании "СДК" из офиса на Белоостровской, нельзя назвать плановым. Помещения принадлежали давнему знакомому и бизнес-партнеру Израйлита Вадиму Шлому, который некоторое время назад потребовал у руководства "СДК" освободить офис. При нерасторопности по распоряжению собственника в офисе компании отключили свет, а воду стали давать по графику на несколько часов в день. Чтобы сотрудники могли пользоваться туалетом. Блокаду друга "СДК" не выдержала и теперь поисками важной для порта "Усть-Луга" фирмой займутся налоговики и судебные приставы.
Корреспонденту 47news не удалось побеседовать со Шломом. По сообщению секретаря он целый день был на важном совещании. Совещание затянулось, а на оставленный номер журналисту не перезвонили.
Неприятно, что, по словам знакомых Валерия Израйлита, в офисе "Компании Усть-Луга" в престижном здании на Шпалерной улице тоже тихо, безлюдно и нет электричества. Дежурящий там персонал, якобы, даже протянул удлинитель от соседнего здания, где работают таможенники. Чтобы иметь возможность пользоваться электрочайником, да телевизором.
Валерий Израйлит гордился этим местом. Теперь же его чаще встречают на деловых беседах в правильных петербургских точках общепита - "Франческо", "Вокс" и "Будда-бар". Рядом с ними по-прежнему паркуется его 222-й "Мерседес" с нужными номерами А 003 МР 47. При этом очевидцы говорят, что лучший менеджер 2008 года по версии "Топ 100" выглядит нужным и довольным, а заплат на его любимых костюмных брендах Kiton и Brioni не фиксируют.
Дозвонившемуся корреспонденту 47news Валерий Израйлит сказал, что в настоящий момент он находится в отпуске и очень далеко. Сославшись на плохую связь, Израйлит сообщил, что вернется в город через неделю и предложил перезвонить. Журналисту также показалось, что его голос не звучал расстроено. Словно подтверждая тезис, что личные трудовые сбережения и финансы подконтрольных предприятий - не одно и тоже. Вероятно об этом же говорит и успешное участие его личной яхты "Корюшка" с командой компании в ежегодной регате Ust-Luga Cap, завершившейся в июне.
Специалисты портовой отрасли сходятся во мнении, что укреплению пошатнувшегося Израйлита способствовало бы строительство в Усть-Луге крупнейшего в России завода по сжижению природного газа (СПГ). По их информации, Израйлит предпринимает попытки убедить руководителя ООО "Газпром СПГ Санкт-Петербург" Сергея Густова выбрать именно Усть-Лужский порт в качестве площадки для будущего завода. Если перевести эту гипотезу в ироничный жанр, это означало бы припасть за светлую мечту Владимира Путина.
Однако сам Сергей Густов эту версию опроверг. "Не знаю, может быть, Израйлит беседовал на эти темы с губернатором, но со мной точно не говорил. Окончательное решение о выборе площадки еще не принято", - сообщил Густов.
Версия возможной беседы между Валерием Израйлитом и губернатором Дрозденко занимательна также тем, что второй очевидный выход из кризисной ситуации — продажа оставшейся у Израйлита доли в компании "Усть-Луга" правительству Ленобласти. Сейчас, согласно данным "СПАРК-Интерфакс", Леноблкомиущество владеет 20,99% компании, а остальное принадлежит нескольким предприятиям, среди которых лихтенштейнский и кипрский оффшоры. В мае правительство региона уже изъявило желание войти в состав акционеров управляющей компании "Усть-Луга", которая должна быть выделена из состава основной компании, чтобы заняться вопросами жилищно-коммунального и дорожного хозяйства на территории порта, Усть-Лужского и Вистинского сельских поселений.
Впрочем, собеседники журналиста в областном правительстве факт таких переговоров также не подтвердили.
Так что пока, перефразируя строчку из статьи Ульянова-Ленина "Политический шантаж", Израйлит продолжает оставаться умом, честью и совестью порта "Усть-Луга".
Артем Шалякин, 47news