Фонд социально-экономических исследований «Технологии развития» провел исследование Ленинградской области. Аналитики поставили ей высокую оценку, при этом отметили, что в погоне за крупными иностранными инвесторами, допускается пренебрежение к малому бизнесу.


Исследование проводилось в рамках программы «Правила игры для бизнеса в регионах Северо-Запада России». «Во многом, регионы – это отдельные миры, - рассказывает директор фонда «Технологии развития» Вадим Волков. – У каждого региона есть особенности в правилах приобретения земли, лицензировании деловой деятельности, регистрировании и получению многочисленных разрешений. Политическая и административная местная власть подчас полагает себя неформальным собственником всего региона».


Проведенное исследование показало, что Ленобласть активна в привлечении инвестиций, в том числе и иностранных. По объему инвестиций на душу населения регион находится в первой десятке по России. По общему объему инвестиций в основной капитал Ленинградская область занимает 2 место среди субъектов СЗФО, уступая только Петербургу, а по объему инвестиций в основной капитал на душу населения Ленобласть занимает первое место среди субъектов СЗФО.


При этом политическая атмосфера в области, согласно исследованию, достаточно благоприятна. Губернатор области Валерий Сердюков не имеет сильных рычагов давления на крупный бизнес, поэтому вынужден искать компромиссы и договариваться с бизнесом. Администрация старается создать для предприятий нормальные условия для работы, а в ответ ожидает, что компании помогут в решении социальных проблем области.


«Учитывая, что многие отечественные крупные предприятия на территории области входят в состав федеральных холдингов, налог на прибыль легко поддается манипулированию и занижению такими предприятиями, - отмечает Вадим Волков. - Поэтому областная администрация заключает соглашения о спонсорстве социально значимых программ такими предприятиями, как «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз». В обмен на это администрация помогает крупным компаниям преодолевать барьеры областного и федерального значения. Поскольку ни одна крупная компания не обеспечивает даже трети бюджета (например, «Филипп Моррис» дает 12-13%), областная администрация выступает в отношениях с бизнесом в качестве арбитра, стараясь договариваться со всеми».


Проблемы остаются


Областная администрация следует довольно распространенной практике заключения соглашений с крупными компаниями федерального уровня, работающими в области, стараясь с их помощью решить социальные проблемы. В отношении иностранных инвесторов и предприятий правила игры наиболее формальны, законны, прозрачны и прогнозируемы.


Малый бизнес в Ленинградской области развивается довольно неплохо по сравнению с остальными регионами СЗФО (Ленобласть на 1 месте по численности малых предприятий после Петербурга), средний и малый бизнес могли бы составить через несколько лет основной источник налоговых поступлений Ленобласти. Однако его развитие, по мнению экспертов, происходит в области недостаточно активными темпами. «Предприниматели области, которых часто упрекают в том, что они недостаточно используют туристический и рекреационный потенциал, утверждают, что в области существуют серьезные барьеры для открытия бизнеса, - рассказывает Вадим Волков. - Причем проблемы начинаются уже на стадии выделения земельного участка. Учитывая, что в 2006г. областная администрация ограничила полномочия муниципальных образований по предоставлению земель сельхозназначения под строительство жилья и не ввела при этом четких критериев, на основе которых будут рассматриваться заявления собственников земли, можно предположить, что эта проблема только усугубится. Несмотря на это, представители, например, строительного бизнеса считают, что в области более прозрачная ситуация с получением земли, чем в Петербурге. Отмечалось также, что в разных муниципальных образованиях области правила игры с бизнесом по поводу предоставления земельных участков разные, и в некоторых они просто противоречат здравому смыслу».


В исследовании отмечается, что если речь не идет о крупном инвестиционном проекте, который сопровождается областными чиновниками, то открытие новых предприятий оказывается делом длительным и выматывающим. Также предприниматели области указывают на большое количество согласований, часто неоправданных, которые необходимо получить для открытия бизнеса. К районам, характеризующимся как более сложные в плане ведения бизнеса, относят Гатчинский и Тосненский.


Одним из основных ресурсов области в настоящий момент является земля, и областная администрация стремится сосредоточить этот ресурс в своих руках, снижая полномочия по распоряжению землей муниципальных образований. Власть в области не консолидирована, муниципальные администрации и ОЗС могут выступать против позиции губернатора. Это осложняет контроль губернатором над ситуацией в области. В разных районах области муниципальная администрация демонстрирует разные правила игры по отношению к бизнесу. Вместе с тем, в перспективе правила должны стать более однородными и прозрачными по мере продолжения развития крупного бизнеса в области, поскольку со временем этот процесс будет затрагивать все районы области.


СПРАВКА:

Среди крупных российских компаний, работающих в Ленобласти, стоит особо выделить «Газпром», «Транснефть», «Росэнергоатом», СУАЛ/Ренова, «Сургутнефтегаз», МДМ, «Русский алюминий» (БазЭл), «Евроцемент», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Илим палп» и др.

Область активно привлекает иностранных инвесторов за счет создания привлекательных условий и заключения специальных инвестиционных соглашений, касающихся уплаты налогов. Наиболее известные объекты иностранных инвестиций в области – Ford Motor, ЗАО «Филипп Моррис Ижора», Caterpilar, ЗАО «Нокиан Тайерс».


Георгий Карчик