Транспортная прокуратура поддержала правительство Ленобласти и признала дополнительные сборы в электричках необоснованными. Надзор готов биться за каждый рубль. Перевозчик допускает отмену, но не исключено, что трудозатраты  компенсирует региональный бюджет.

В недопонимании между областным правительством и «Северо-Западной пригородной пассажирской компанией» (СЗППК) транспортная прокуратура заняла сторону исполнительной власти. Днем 11 февраля надзорное ведомство объявило, что сбор, взимаемый СЗППК за оформление билетов в пригородных поездах, является необоснованным.

Исполняющий обязанности северо-западного транспортного прокурора Алексей Короп сообщил корреспонденту 47news, что надзорное ведомство будет  «до последнего рубля» отстаивать интересы пассажиров и не позволит железнодорожникам просто уменьшить взимаемый сбор. Прокуратуру удовлетворит только его отмена.

Напомним, что дополнительные деньги за оформление билетов собираются с пассажиров с 1 января 2015 года. Изначально речь шла о ста рублях, которые пассажир должен заплатить сверх проездного тарифа в случае, если не купил билет в кассе, а оформляет его прямо в вагоне поезда. Позже, ввиду многочисленных обращений недовольных граждан, сбор был снижен до 63 рублей.

В пресс-службе Северо-западной транспортной прокуратуры (СЗТП) журналисту подчеркнули, что считают необоснованным само введение дополнительного сбора, а не его размер.

«Дополнительный сбор не был согласован с регулирующими тарифными органами. Довод СЗППК, что средства будут направлены на оплату персонала несостоятельны, ведь эти расходы включены в принятый тариф»,- отметили в пресс-службе.

Также в СЗТП добавили, что по факту введения сбора Федеральной антимонопольной службой возбуждено административное дело. От результата его рассмотрения, а также от реакции СЗППК на представление прокурора и будут зависеть дальнейшие действия надзора.

«У нас широкий спектр возможностей, включая обращения в судебные инстанции»,- отметили в СЗТП.

Противостояние между властями и перевозчиком упирается в принципиально разное отношение к лицам, не купившим билет в пассажирской кассе или терминале самообслуживания. Кассами и терминалами оборудовано не более 12% областных станций. В СЗППК говорят о необходимости платить по закону. Если человек сел в электричку на станции, оборудованной кассами, но без билета — кассу к нему принесут прямо в вагоне. Но такую услугу нужно оплачивать дополнительно. При этом контролер должен либо заметить, на какой остановке сел пассажир, либо верить ему на честное слово. Как должен решаться возможный спор между контролером и пассажиром в случае, если они не придут к консенсусу по поводу станции отправления, остается за кадром.

В областном комитете по тарифам и в надзорных инстанциях в свою очередь считают, что все услуги, включая доставку кассы к пассажиру в вагоне, уже тарифицированы и входят в обычную стоимость билета. Власти не понимают, как рассчитывается размер дополнительного сбора.

«Понижение со ста до шестидесяти трех рублей не придает ценообразованию СЗППК основательности — можно предположить, что, если перевозчик готов снизить сбор сразу на 37 рублей, он изначально был завышен»,- указал 47news один из специалистов по пассажирским перевозкам.

Немаловажно, что конфликт с дополнительным сбором на билеты проходил на фоне более значимого столкновения, связанного с тарифами на проезд. На совещании в правительстве 30 декабря 2014 года было решено, что тариф составит 2,65 рубля за 1 километр и 37,10 рубля за первые 20 километров пути. Тогда договорились, что количество областных  электричек останется неизменным, а в январе «стороны вернутся к обсуждению тарифа».

При этом уже 17 января появились слухи   о возможной отмене СЗППК 150 областных электричек, хотя и неподтвержденные официально. А 1 февраля стало известно, что из-за разногласий властей и перевозчика отменены все электрички  в Псковской области. Сходная ситуация в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской и Тверской областях привлекла внимание Владимира Путина, который 4 февраля  дал Минтрансу месяц для полного восстановления железнодорожного сообщения в регионах.

Накануне заявления президента правительство Ленобласти фактически капитулировало. З февраля губернатор Дрозденко объявил — цена километра перевозки будет снижена  до 2,5 рублей, а недостающие доходы будут выплачиваться СЗППК из областного бюджета. Предполагалось, что экономически обоснованным будет признан тариф в 2,75 рубля за километр. При таком варианте правительству придется компенсировать  железнодорожникам 25 копеек за километр. Впервые  в истории региона.

Однако нельзя исключить, что СЗППК может определить и более высокую стоимость километра, ведь отношения между железнодорожниками и руководством Ленобласти нельзя назвать спокойными аж с 2009 года. По предварительным подсчётам экономистов, каждые 5 копеек в тарифе означают для бюджета региона 67 миллионов рублей выплат. При тарифе 2,65 рубля казна будет ежегодно выплачивать СЗППК 204 миллиона рублей. При тарифе  2,75 рубля из бюджета выделят 335 миллионов, тариф в 3 рубля даёт минус 670 миллионов.

В пресс-службе СЗППК журналисту сообщили, что пока не получили никаких бумаг из прокуратуры.

«Мы ждем официальных документов, чтобы увидеть, как надзорное ведомство юридически  обосновывает свою позицию. Если руководство компании признает эти доводы, то, вероятно, сбор будет отменен. В противном случае вопрос будет решаться в судебном порядке»,- прокомментировала ситуацию руководитель пресс-службы СЗППК Юлия Войтович.

Она также отметила, что решение по экономически-обоснованному тарифу компанией пока не принято.

«Вы же знаете, что после вмешательства президента правительство страны разрабатывает ряд мер по поддержке перевозчиков. После принятия постановления правительства все расходы будут пересчитаны. Тогда можно будет говорить о размере тарифа»,- добавила Войтович.

Собеседник 47news, близкий к руководству региона,  отметил, что локальная победа с отменой дополнительного сбора вряд ли послужит потеплению в отношениях между СЗППК и областным правительством и, теоретически, может повысить определяемый перевозчиком экономически обоснованный тариф.

Артем Шалякин,
47news