За попытку прихватить под два бюджетных миллиарда на 6 лет отправили в колонию самого одиозного бизнесмена Ленобласти — Сабадаша. Незаметно он повлиял даже на крушение банка "Таврический" и кризис в Ленэнерго. 47news полагает, что Сабадаш может освободиться пораньше. Если уймет амбиции, конечно.
Совладелец "Выборгской целлюлозы", мультимиллиардер Александр Сабадаш, в 2003 году легко переставлявший местами депутатов областного ЗакСа и еще два года назад намеревавшийся добиться возврата из бюджета 35% акцизов на крепкий алкоголь, приговорен к шести годам реального срока в строгом режиме. Такой вердикт 30 марта вынес Гагаринский суд Москвы, признав его виновным в попытке хищения из государственного бюджета 1,87 миллиарда рублей путем незаконного возмещения НДС.
По мнению 47news, всю масштабную деятельность Сабадаша можно разделить на два периода — до первого уголовного дела в 2006 году и после. Если в период "до" имя владельца заводов, а позже и сенатора от Ненецкого автономного округа постоянно упоминалось СМИ и произносилось в кабинетах чиновников самого высокого калибра, то в период "после" наступила медиа-тишина. Но редакции 47news кажется, что если бы не его энергия, то Игорю Сечину не пришлось бы назначать нового руководителя в Ленэнерго, а председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной ставить рекорд по длительности принятия решения о санации банка "Таврический".
В двадцатипятилетней истории самого опасного предпринимателя Ленобласти, если, конечно, мыслить категориями акул капитализма, наступила развязка. Нам кажется, что если период "до", завершившийся отъездом в США, можно назвать его нокдауном, то сейчас Сабадаш получил нокаут. Как в анекдоте, где есть реплика судье на ринге: "Можете не считать, пока долг не отдаст – не встанет". Вряд ли он вновь станет проявлять себя на российском бизнес-поле, даже если освободится уже через два года. А шанс есть.
Сабадаш осужден по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере), квалифицируемой как тяжкое преступление. До того, как подсудимый сможет подавать прошение об условно-досрочном освобождении, он должен отбыть не менее половины срока наказания - то есть три года. Учитывая, что почти год Сабадаш провел в изоляторе (он был арестован 7 мая 2014 года), то уже через пару лет, теоретически, может выйти на свободу.
Конечно же, такие решения – это микс права и политики, которая к администрации колонии и суду мало имеет отношение.
Взлёт дракона
Александра Сабадаша могут вспомнить и губернаторы Ленинградской области, и многие из российского списка журнала "Форбс". Однако уж так заведено - те, кто когда-то стремился с ним познакомиться, либо обменяться влиянием, теперь не готовы делиться на публике рассказами про это. Просто на всякий случай. Чтобы их не коснулась даже тень человека, воплотившего в себе коррупцию как форму государственной системы.
Ни на что не намекая, мы просто не стали звонить ни бывшему самым молодым спикером областного ЗакСа Кириллу Полякову, ни строящему в Ленобласти город-спутник "Южный" бизнесмену Захару Смушкину, ни, тем более, Альфреду Коху, который в начале двухтысячных представлял областной ЗакС в Совфеде, а теперь более известен искрометной публицистикой на политические темы.
Напомним некоторые, самые значимые, факты из биографии Сабадаша, о которых порой писали раньше. Ведь даже более-менее подробная история этой персоны не уложится в рамки никакой статьи.
Бизнес по-крупному начался для него со шведского алкогольного бренда "Абсолют". Потом был самый известный в стране водочный завод "Ливиз", перепродажа "МДМ-банку" завода "Фосфорит" в Кингисеппском районе Ленобласти, штурм со спецназом Выборгского ЦБК и покупка петербургской гостиницы "Астория".
За огромными деньгами следовала и большая политика. Сабадаш помог Кирсану Илюмжинову стать президентом Калмыкии, сблизился с ненецким губернатором Бутовым, стал российским сенатором.
Пике дракона
А в стране наступила новая эпоха. Из крушения "Юкоса" Сабадаш сделал верные выводы и понял, в какие сферы влезать заказано для здоровья. Он сложил сенаторство, оставил активы "Ливиза" и уехал в США под давлением первого уголовного дела. Оно и стало точкой в политических амбициях.
Когда все успокоились, Сабадаш вернулся в страну и стал незаметным где-то в Выборгском районе Ленобласти. Но бизнес-пространство оставалось для него доступным. Последствия его деятельности в сочетании с черным вторником декабря 2014 года недавно ощутил новый сверхэстеблишмент страны.
Вряд-ли кто-нибудь сможет отрицать его регулярные встречи с бывшим генеральным директором Ленэнерго Андреем Сорочинским. Ныне последствия деятельности треугольника из трёх "С" - Сабадаш, Сорочинский, Сомов (председатель правления банка "Таврический") приходится разбирать структуре Михаила Прохорова. Ведь "Таврический", на депозитах которого бесследно исчезли миллиарды Ленэнерго, кредитовал и бизнес-проекты Сабадаша. Обрушение именно этой конструкции заставило вмешиваться в процесс губернаторов Полтавченко и Дрозденко, петербургского вице-губернатора Албина, Эльвиру Набиуллину и даже Игоря Сечина, одно упоминание которого заставляет потеть или бледнеть.
Шепоты дракона
Мало кто из причастных людей считает, что истинной причиной ареста Сабадаша стала наступательная позиция правоохранителей по незаконному возврату НДС. Одни шёпотом упоминают имя бывшего начальника личной охраны президента Виктора Золотова, ныне командующего внутренними войсками страны. Другие тайком поговаривают, что во время вынужденной изоляции Сабадаша к нему приходили не только адвокаты и следователи, но и люди, предлагавшие ему добровольно расстаться с некоторыми активами. Впрочем, это мифология, из которой, спустя годы, появятся сказки и легенды.
Выбор дракона
Ну а на кону у Александра Сабаша важный психологический момент.
У него уже было время, несмотря на свою невероятную энергию, научиться скучать в замкнутом пространстве. Теперь придётся выбирать один из двух путей.
Первый — держать себя высоко, гордо, с показным достоинством. В лагере такой вариант неизбежно приведет к массе мелких конфликтов. В конечном итоге случится неизбежное - никому не известный лейтенант ФСИН быстро победит опального миллиардера. Дальше выговоры, штрафной изолятор, пойди – помитингуй.
Второй вариант — забыть об амбициях, вести себя тихо и деликатно, помогать как мужикам в отряде, так и администрации. Для этого есть масса вполне законных способов привести в колонию тонны краски и вагоны помидор, а уж в финансовых возможностях Сабадаша сомневаться не приходится. Нельзя забывать и про блатных – им фургон махорки. А то – раз и подскользнулся на промзоне.
Тогда через два года начальник оперативной части колонии N действительно может написать блистательную характеристику, в которой будет убедительно отмечено, что осужденный Сабадаш крепко встал на путь исправления.
Но такая новость сможет появиться на сайте 47news не ранее 9 мая 2017 года. Кстати, перед Днем Победы зачастую объявляют амнистию.
Что будет и через год мы не ведаем, а вот вскоре нагадала власть дракону быстро выскочить из автозака возле подогнанного поближе столыпинского вагона и услышать конвойные понукания: "первый пошел, второй пошел".
- Сабадаш Александр Витальевич, статья 159, часть 4, начало срока - 7 мая 2014 года, конец срока – 7 мая 2020 года, - сквозь зубы отрапортует Дракон.
- Третий пошел, - привычно крикнет сержант внутренних войск и чуть подтолкнет его в спину.
Артем Шалякин,
47news
Фото:
Петр Кассин, КоммерсантЪ
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram