Братская могила в поселке Красный Бор недосчиталось двух тысяч погребенных воинов. И шесть мемориальных плит просто увезли не туда. Родственники ищут пропавших прадедов, а 47news узнал о спешке.

В администрации Красного Бора Тосненского района Ленобласти во вторник, 19 мая, прошло совещание из-за пропавших фамилий с новых мемориальных камней на братской могиле.

Чуть ранее, в подобающей обстановке, 1 мая, был открыт отреставрированный мемориал "Братская могила советских воинов, погибших в борьбе с фашистами" № 17007 на улице Карла Маркса в поселке Красный Бор. Вместо старых плит с фамилиями было установлено 120 новых.

По данным банка данных Минобороны "Мемориал" и согласно документу от 1995 года, за подписью главы поселения и военного комиссара того времени, в братской могиле захоронено 5658 человек. Из них лишь 38 неизвестных.

Но, по информации администрации Красного Бора, на новых мемориальных плитах выбито 3605 фамилий.

"Братское захоронение приводили в порядок по поручению Александра Дрозденко "..о ремонтно-восстановительных работах на братских захоронениях в поселке Красный Бор", - рассказал 47news глава администрации Красноборского поселения Сергей Мельников и добавил: "Подготовка началась чуть ли не год назад, при прежней администрации, а 22 апреля нынешнего года мы отчитались о выполнении".

Согласно федеральному закону "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на территории Российской Федерации учет местных воинских захоронений ведется органами муниципального самоуправления. И если захоронение местного значения, как в нашем случае, за их сохранность и учет отвечают тоже муниципалы. Допускаются пожертвования физических и юридических лиц.

На вопрос, куда делись 2053 бойца, в администрации ответили взволновано. "Список составляли тщательно. Насколько я знаю, хоть это и было при прежнем главе, сотрудница администрации переписывала каждую фамилию со старых плит и работала с архивами", - рассказал глава администрации Мельников, заступивший на должность в январе нынешнего года.

Директор ООО "Стела", которое изготовило памятники, Анатолий Докторов сообщил 47news, что потратил 12 миллионов собственных средств на изготовление камней с выбитыми фамилиями. "Поскольку я занимаюсь захоронениями много лет, то мы отнеслись к списку внимательно. Каждую фамилию перепроверяли", - сообщил Докторов и добавил: "Все кто был ранее на старых плитах и индивидуальных памятниках - учтены. Это сто процентов".

Несколько смазывает картину уверенности поисковик из Ростова-на-Дону Сергей Покудин, у которого в этой братской могиле похоронен прадед Дмитрий Пашенин. "Служил он в 85 стрелковой дивизии и погиб в бою 7 апреля 1944 года, и, судя по похоронке, был похоронен в деревне Подборовье Ленинградской области, ...перезахоронен в поселке Красный Бор". По словам Покудина, с 2010 года, когда удалось установить могилу прадеда, он вместе с 83-летней бабушкой и родственниками неизменно приходил к плите с его именем. Но, после обновления мемориала фамилии не нашел. "Сравнив данные нынешних плит на воинском захоронении и фотографий сделанных мною в 2010 году, помимо моего прадеда там ещё уйма пропавших фамилий, а значит, многие семьи так же могут оказаться в подобной ситуации". Для проверки поисковик выбрал фамилии от "Па-" до "Пер-" и сравнил фотографии нынешних плит и 2010 года.

Не нашлось ефрейтора Патанина, лейтенанта Пауткина, младшего сержанта Паутова, красноармейца Пашковского, сержанта Пахолкова, рядового Пахомова. "Конечно, можно оправдываться, что старались успеть к 9 мая, но тогда бы отсутствовали определённые участки в алфавитном порядке, а тут получается выборка", - анализирует Покудин. В администрации на этот выпад 47news ответили коротко: "Просто не все плиты заполнены в алфавитном порядке".

Как выяснил 47news, история с отсутствием фамилий может иметь и методологическое объяснение. Дело в том, что зачастую, из так называемых "санитарных" захоронений чуть ли не на поле боя, бойцов затем перезахоранивали в Красном Бору. Фактически, оставалась два документа: похоронка по месту, писанная командиром, и бумага о перезахоронении. Возможно, при перепроверке списков приоритетным стало место первичного документа.

К этому добавилось и банальное. "Примерно шесть новых плит (каждая по 30 фамилий — ред.) увезли на другое братское захоронение в Красном Бору, на улице Красноборской" - честно признался депутат и глава Красноборского муниципального образования Игорь Шишкин. Он также добавил, что в ближайшее время все будет исправлено. Этот тезис подтвердил и глава администрации Мельников: "Те, которые поставили не там где нужно - перенесем. Плюс у нас еще есть с десяток плит чистых. По обращению родственников будем их заполнять и устанавливать, а уже завтра выедем на место".

Возвращаясь к масштабной истории с двумя тысячами неучтенных бойцов, 47news услышал мнение Мельникова: "Вы называете общее количество в 5600, но по нашим данным увековечено было 3600. Столько же мы занесли в список для новых мемориалов, когда переписывали со старых плит".

Здесь 47news засомневался.

Ведь странно представить ситуацию, при которой ФИО захороненных известны, но для 2 тысяч бойцов не находится каменных плит. Тем более в СССР. Но, даже если допустить, что это так, остается вопрос - почему при составлении списка в ручном режиме не был задействован интернет. Ведь найти полный перечень и количество официально захороненных можно в пару кликов мышкой.

"Вы не вникайте, все равно не поймете. Напишите, что все исправим и все будет хорошо", - напутствовал директор-изготовитель плит Анатолий Докторов. Глава администрации Мельников обошелся без покровительственного тона: "Не буду кивать на предшественников. Конечно спешка. Но мы постепенно все исправим".

Отметим, что Тосненский военкомат, который в 95-м году визировал список в 5,6 тысяч бойцов, теперь за это не отвечает. "Мы лишь перенаправляем в администрацию граждан, которые приходят с документами о захоронении и никаких общих списков не передавали", - ответили 47news в пресс-службе Западного военного округа.

Виктор Смирнов,

47news