Ленинградскую прессу верстали вечером 21 июня, не зная, что будет через часы. Когда бомбили Киев, в киосках лежали мирные новости. Там советским людям рассказали о раскопках в Самарканде. И родился миф.

Воскресным утром 22 июня 1941 года в Ленинграде вышли две городские газеты – сухо-казенная даже в выходной день "Ленинградская правда" и более живая, с дозированной "человечинкой" "Смена".

Редакция 47news их нашла и прочитала. 77 лет спустя. И, вдохновившись, берется обзорно, вкратце, рассказать о том, с какими новостями и историями успели ознакомиться ленинградцы в течение шести часов до полудня. Ибо в 12:00 из всех репродукторов грянет молотовское "Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление!", и утренние газеты с этого момента станут пригодны разве что для нарезки полос - крестов для оконных стекол.

 

Первое, что бросается в глаза: обе городские газеты в унисон и слово в слово перепостили небольшую информационную заметку ТАСС. С одинаковым же заголовком: "Раскопки гробницы Тимура".  Процитируем ее дословно:

 

"САМАРКАНД. 21 июня. (ТАСС). Сегодня продолжились работы в мавзолее Гур-Эмир. Антропологи и химики подвергли тщательному осмотру останки Тимура. Ученые обнаружили, что на черепе сохранились остатки волос. Определена возможность восстановить довольно точный портретный облик завоевателя.

 

Днем научная экспедиция начала раскопки в другом древнем мавзолее Самарканда – Биби-Ханым, названном по имени погребенной здесь старшей жены Тимура. В глубокой нише мавзолея Биби-Ханым стоит массивный каменный саркофаг. Археологи поднимают его крышку. На дне саркофага мумифицированные останки Биби-Ханым. Они сохранились гораздо лучше, чем останки других Тимуридов".

 

photo_2018-06-21_16-31-16.jpg

Синхронное появление текста в главных городских газетах, причем, в "Смене" - на первой полосе, определенно указывают на заказной характер материала. А Заказчик в советской стране был только один, хоть и о двух головах – Партия и Правительство.  А вот зачем ему понадобилось сообщать своим согражданам избыточные подробности о качестве останков старшей жены Тимура – вопрос.

 

К настоящему времени известно, что раскопки захоронения гробницы Тамерлана были санкционированы товарищем Сталиным лично. Известный советский скульптор и антрополог  Михаил Герасимов, участвовавший во вскрытии мавзолея, позднее напишет,  что одной из главных целей экспедиции была попытка воссоздания портрета великого полководца, изображений которого к тому времени не сохранилось. Если это и в самом деле так – не амбиции ли это? Так, в будущем мог появиться фильм того же Эйзенштейна, где советские люди смогли бы увидеть параллели двух вождей – двух полководцев Вселенной. Но появился в 1944 году на экранах , как известно, "Иван Грозный".

 

Раскопки начались за неделю до войны, 16 июня. Собственно гробницу Тамерлана вскрыли 19-го. Все остальное ныне проходит по разряду мифологии. В основе мифа  лежат  показания свидетеля вскрытия гробницы – режиссера и оператора документального кино, народного артиста СССР Малика Каюмова, ушедшего из жизни в 2010 году в почтенном 98-летнем возрасте. Уже на старости лет Каюмов поведал журналистам о том, что в день вскрытия могилы он зашел в местную чайхану и встретил там трех старцев. Один из них поманил Каюмова к себе, раскрыл некую старинную книгу, страницы которой были заполнены арабской вязью, и сделал устный перевод: кто вскроет могилу Тамерлана, тот выпустит на волю духа войны, и бойня будет такая кровавая, какой мир еще не видел во веки вечные. Со слов Малика Каюмова, он попытался состыковать с загадочными старцами кого-то из руководства экспедиции, но атеистически воспитанные ученые на контакт с мракобесами не пошли. В итоге гробница была вскрыта, а через день началась та самая, "какой мир еще не видел".

 

Но это еще не конец истории или мифа, кому как больше нравится. Каюмов, ощутив  себя "причастным к началу войны" (ни много ни мало), ушел добровольцем на фронт и стал  известным фронтовым оператором. Однажды ему довелось лично пообщаться с самим Жуковым: в ходе той беседы он рассказал маршалу о проклятии гробницы и попросил донести эту информацию до товарища Сталина. Что Жуков якобы и сделал при первой возможности.

 

Поверить в эту историю трудно, но факт остается фактом: в ноябре 1942 года кости и прочий прах Тамерлана, что с начала войны находились на исследовании в Москве, были собраны воедино, перевезены обратно и перезахоронены. О том, что останки Тамерлана привезли в Самарканд 19 ноября 1942 года, а положили в гроб и перезахоронили в  Гур-Эмире 20-го, Каюмов узнал уже после войны. Узнал, и сопоставил даты: именно в дни 19 - 20 ноября случился коренной перелом в Сталинградской битве.

 

Хотите — верьте, хотите — пересмотрите российское фэнтези "Ночной дозор", где этот сюжет через все фильмы протянут.  

 

Игорь Шушарин,
специально для 47news