Бизнесменам, поглотившим за 8 млрд вторую в Ленобласти энергокомпанию, важно, что они подвинули Ленэнерго. Заодно и их порт в Приморске получит мегаватты. 47news фиксирует очередную амбицию Ильи Трабера.

В официальной рассылке от ЛОЭСК пофамильно указано, кто выкупил три четвертых компании. На практике это не принято, но пресс-служба поступила чрезвычайно. Потому как имена с понятной претензией.     

В ближайшее время Федеральная антимонопольная служба России рассмотрит сделку по продаже 75,01% акций энергетической компанией ЛОЭСК бизнесменам Илье Траберу и Рамису Дебердееву. Если точнее, то предприниматели, как физлица и в долях 50/50 приобретут акции у ООО “Росток”, которому принадлежит указанный пакет. Первый предварительный договор по продаже 37,5% был подписан 30 декабря. Второй, на такую же долю – сегодня, 10 января.

По данным 47news, общая стоимость сделки составила не менее 7,8 млрд рублей. При этом, по нашей информации, второй пакет обошёлся покупателям значительно дороже первого. На рынке знают, что в начале 2019 года аудиторы нидерландской KPMG – одной из четвёрки крупнейших в этом секторе - оценивали 75% акций ЛОЭСК в 10 млрд рублей. Но, по словам участников энергетической отрасли, цена более чем выгодна продавцу.

 - Одно дело оценка, другое - рынок. Тем более, везде доминируют “Россети” и найти инвесторов, желающих вкладываться в электросети, немного, – подчеркнул один из собеседников.

Отметим, что частных энергетических компаний сопоставимого с ЛОЭСК размера в России несколько: в Кемерово, Иркутске, Самаре, Курске и Карелии. За 2018 год выручка ЛОЭСК составила по данным СПАРК - 9,9 млрд, прибыль - 3,2 млрд. Говорят, в начале минувшего года ЛОЭСК хотели купить две казахские компании - инвестиционная и энергетическая, правда, в вопросе цене стороны не услышали друг друга.            

Понятно, что Трабер и Дебердеев, в случае одобрения своего порыва антимонопольщиками, станут обладателями контрольного пакета ЛОЭСК. Оставшиеся 24,99% принадлежат правительству Ленинградской области через Леноблкомимущество. По данным 47news, в 2020 году кардинальных изменений в работе компании не предвидится. И это логично, поскольку деятельность энергетиков распланирована, а затраты учтены в тарифе. Единственное, но важное изменение ожидается в совете директоров компании - якобы из семи мест три отойдут новым владельцам. Если, исходя из масштаба амбиций Трабера и Дебердеева, предположить, что два кресла займут они, то третье – вакантно. Скорее всего, оно достанется кому-то из близких им юристов и совладельцев общих активов. Отчего бы, например, не тому же Артему Бегуну, кого неоднократно упоминал 47news.

Заметим, для предпринимателей это дебютное погружение в энергетическую тему. Подобных активов у партнёров ранее не было. В окружении бизнесменов говорят о том, что сделка - необходимость прагматическая, просто исполнена с размахом. Дело в том, что Трабер и Дебердеев известны как партнёры прежде всего по портовому бизнесу и традиционно тяготеют к перевалке грузов. Они являются партнёрами в кингисеппской компании "Новые коммунальные технологии", которой, после ареста предпринимателя Валерия Израйлита, достался многопрофильный терминал "Юг-2" в порту Усть-Луга.

Оба строят масштабный портовый комплекс "Приморский УПК" на берегу Финского залива под Приморском в Выборгском районе. Именно под этот проект и приобретается ЛОЭСК, уверяют знакомые с логикой новости — в ней приоритет  развития порта. Автора уверяют - в планах до 2030 года наращивание мощности сетей в этой локации до 140 мегаватт. По оценкам экспертов, на сегодняшний день она на порядок меньше. Для понимания, и население там должно прирасти портовыми нуждами на несколько тысяч.   

Но приобретение Трабера само по себе масштабнее и затрагивает не только Ленобласть. Так, в августе уже прошлого года ЛОЭСК приобрёла энергетическую компанию “РЭС” с выручкой около миллиарда рублей. Это одна из 13 сетевых  компаний Петербурга. Если оставить за скобками Ленэнерго с подавляющей долей рынка и 40 миллиардами необходимой валовой выручки (НВВ), то “РЭС” можно поставить на 7-8 место (НВВ около 500 миллионов). Организация обслуживает промышленных потребителей и, например, торговые центры.

Всё же генеральный смысл покупки второй по величине энергетической компании Ильёй Трабером участники рынка улавливают не только в технологической поддержке своего проекта и мускулах в городе. Не секрет, что к ЛОЭСКу не первый год присматривается Ленэнерго, что входит в Россети. В Ленобласти НВВ госкомпании составляет 14,7 млрд рублей. У частной ЛОЭСК 6,1 млрд. Казалось бы, разница более чем в два раза, но здесь надо понимать - у предприятия на третьем месте этот показатель всего 224 млн рублей. Так что игрока в регионе, по сути, два, и не всегда тот, кто больше, выигрывает по качеству. Искры между Ленэнерго и ЛОЭСК выходили и в публичное поле в спорах в ФАС. А слухи о возможном не особо дружественном поглощении слышны регулярно. Логично, что в этом варианте договариваться по энергетике порта дольщикам пришлось бы фактически с государством.   

Есть мнение, что своей покупкой Трабер закрепился в родной для себя Ленобласти в исторически областной компании. “Он как бы говорит, посмотрите, я пришёл, диктовать не получится”, - предположил один из знающих бизнесмена собеседников.

Эту точку зрения подтверждает и механика распространения информации о покупке самой ЛОЭСК. В официальных рассылках от компании пофамильно подчеркивается, кто именно покупатели. Причём, по регламенту акционерного общества, делать это не обязательно - раскрывать эти данные компания обязана только ФАС. Отметим: обычно журналисты узнают о подобных переменах постфактум, по изменениям в учредительных документах, но крайне редко на этапе предварительного договора о продаже. 

Кстати, в процессе подготовки материала 47news стала известна ещё одна кандидатура на третье кресло в совете директоров. Знакомые с диспозицией бизнесмены назвали директора "Приморского УПК" Андрея Сизова

Рамис Дебердеев на наш звонок не ответил. Охрана в офисе Ильи Трабера на Старорусской, 14 отказалась приглашать его к телефону. В Ленэнерго от реплик воздержались, сообщив, что деятельность других субъектов рынка не комментируют. Пресс-служба ЛОЭСК ограничилась ссылкой на официальное сообщение.  

 

Виктор Смирнов,
47news

Энергетический контекст

АО "ЛОЭСК" образовано 30 августа 2004 года. Обслуживает 11 481 км воздушных и кабельных линий, 24 опорные подстанции классом напряжения 35-110 кВ и 3773 трансформаторные подстанции с общей мощностью 3,62 ГВА. В зоне ответственности – семь филиалов, из них шесть – на территории Ленинградской области и один – в Петербурге.

Контекст авторитетный

О Трабере можно написать книгу, хотя, если собрать все публикации, начиная с 90-х годов, собственно, роман и выйдет. У него морская молодость, ленинградско-петербургское становление и опыт жизни в Европе. Выпускник севастопольского морского училища, отставной офицер-подвоник начинал с работы в ленинградских пивных барах. И в итоге буйное заведение "Жигули" на Владимирском проспекте сменилось на магазин "Антиквар" на Невском проспекте с солидной клиентурой. Трабер стал первым легальным частным антикваром Петербурга. За сбором ценных безделушек не забывал о море. В сферу интересов входил "Морской порт Санкт-Петербург" и "Петербургский нефтяной терминал". К тому же, Трабер всегда активно смотрел в Ленобласть, где его, прежде всего, интересовал Выборг. Там тоже море, граница и таможня. Когда-то он буквально решал все основные вопросы в этом районе.

Но в 2011 году теневой генерал покидает  Выборгский район, а затем и Россию. Кто-то говорил об Италии, кто-то о Германии, кто-то о Швейцарии. А в Испании его искали. А в январе 2018 года стало известно, что против телеканала "Дождь", который решил вспомнить о влиятельном предпринимателе, возбуждено уголовное дело в дознании ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Квалификация – "клевета", но, скорее всего, этот редкий для Ильи Трабера поступок вызван не вдруг напавшей на него обидчивостью, а привязыванием его имени к Владимиру Путину. Понятно, что Илья Трабер сегодня может не думать, как прожить на пенсию. Но ведь в результате холодной войны в Швейцарии к его недвижимости появились вопросы намного раньше, чем прогремела новость об аресте миллиардера Сулеймана Керимова во Франции.

Рамис Дебердеев – бизнесмен, имеющий опыт в Усть-Луге более чем внушительный. Он является совладельцем "Лесного терминала Фактор", что заработал в Усть-Луге еще до большой портовой стройки, в преддефолтном 1997 году, на месте советской базы рефрижераторного флота. Дебердеев начинал свое дело в кингисеппских краях, знаком со стивидорным бизнесом, а когда-то был компаньоном неприятно известного в Ленобласти Семена Кузьмина. Того, кто был арестован за сомнительные экономические операции вместе с экс-председателем областной "УК по обращению с отходами" Алексеем Варичевым, после чего дал показания на уже покойного прокурора Ленобласти Иванова.