47news вскрывает интригу со сменой акционеров крупнейшей частной энергетической компании РФ. Её покупал еще сенатор Сабадаш, а сегодня он из колонии тянется к активу. На его пути стоит другой тяжеловес, а вот он - на пике ресурса.

В ближайшее время Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд примет к производству жалобу ООО “Управление-К”, поданную 13 января к компаниям “Росток” и АО “ЛОЭСК” - первая владеет 75% акций второй. Истец требует взыскать с ответчиков 1 млрд рублей задатка, перечисленного за акции “ЛОЭСК” в 2014 году и 408 млн процентов за пользование деньгами.

АО "ЛОЭСК" обслуживает 11,5 тысяч км воздушных и кабельных линий, 24 опорные подстанции и 3773 трансформаторные. У компании семь филиалов, из них шесть - в Ленобласти и один - в Петербурге. За 2018 год выручка ЛОЭСК составила, по данным СПАРК, 9,9 млрд, прибыль - 3,2 млрд. Среди частных энергетических компаний – крупнейшая в России.

“Управление-К” находится в состоянии банкротства, а принадлежит в равных долях еще находящемуся в колонии экс-сенатору, миллиардеру Александру Сабадашу и недавно уже освободившемуся экс-председателю банка “Таврический” Сергею Сомову. Предварительная договорённость о покупке 75% ЛОЭСК была достигнута весной 2014 года между Сабадашем и бенефициарами ЛОЭСК Юрием и Евгением Бобылёвыми. Стороны оценили пакет в 3 млрд рублей. В качестве обеспечительного платежа по предварительному договору покупатель перевёл продавцу 1 млрд рублей задатка на счёт номинального владельца 75% акций ЛОЭСК Дмитрия Слепова. Но сделка не была закрыта.

На дальнейшую судьбу задатка мнения у сторон диаметральные. “Управление-К” и представители Сабадаша считают, что все обязательства выполнили, передав в счёт оставшихся 2 млрд энергетическую компанию “УСК”. Директор компании Дмитрий Симонов настаивает, что акт приёмки-передачи векселя на 1 млрд подписывал, но вексель физически не получил. "УСК" же, по его мнению, была в долгах. Эти же тезисы звучали и в судах. При этом 47news известно, что на 25% акций ЛОЭСК судом наложены обеспечительные меры.

Дело же о задатке кочует: в апреле 2018 года первая инстанция полностью удовлетворила требования “Управления-К”. Тогда они были на отметке 1,26 млрд. Апелляционная инстанция полностью отказала. Кассация отменила это решение и направила дело на новый круг. И вновь верх одержали оппоненты ЛОЭСК уже в двух инстанциях, но кассация вновь отправила дело на третий заход. В двух случаях противоположные решения принимал один и тот же судья Чекунов.

Отметим, что Сабадаш в прошлом году вернул контроль над Выборгским целлюлозным комбинатом ценой 15 млрд.

Компанией “Росток” в 2014 году владели депутат областного ЗакСа Вадим Малык и нынешний директор ЛОЭСК Дмитрий Симонов. В 2016 году место Малыка занял сын экс-губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, Вадим.

Вадим Сердюков, в разговоре с 47news, напомнил, что история начиналась до его появления в компании, но иск к ЛОЭСК в судах прокомментировал: "Это делает группа не совсем порядочных товарищей".

- Кто именно? - уточнил 47news.

- Мне сейчас сложно сказать, кто. Юристы. И совсем не факт, что это группа Сабадаша, - закончил он расплывчатой интригой.

По словам гендиректора ЛОЭСК Дмитрия Симонова, претензии оппонентов беспочвенны.

- Компания “УСК” была куплена ЛОЭСКом за 200 миллионов рублей. Деньги перечислены. Эта компания, как выяснилось при аудите, выдала займов на 756 миллионов. Они погасили их тем векселем, который у них был. История на этом исчерпана, - убежден Симонов.

Вадим Малык пообещал 47news донести своё видение ситуации позже, но больше на связь не вышел. Конкурсный управляющий “Управления-К” Андрей Валитов от комментариев отказался, подтвердив лишь подачу очередной апелляционной жалобы.

По словам Сергея Сомова, сделка по продаже акций ЛОЭСК не была доведена до логического конца.

- По моему мнению, Александр Сабадаш полностью выполнил предлагаемые условия по сделке. Почему она не завершена, необходимо разбираться, выводы на сегодняшний день делать рано, - прокомментировал собеседник. Дипломатично, но журналист хотел бы поживее.

Исход тяжб пока не очевиден, но если предположить, что доводы стороны оппонентов ЛОЭСК окажутся более убедительными, то становится понятен яркий анонс продажи 75% акций ЛОЭСК внушительным во всех отношениях Илье Траберу и Рамису Дебердееву. Отметим, что за последние пару лет Трабер и Дебердеев приобрели многопрофильный терминал "Юг-2" в порту Усть-Луга, а также стали партнёрами в строительстве портового комплекса "Приморский УПК", который оценивается в 170 млрд.

Максимально публичное объявление о заключении предварительного договора можно интерпретировать как укрытие от претензий равнозначного этим фигурам Сабадаша.

- Перспективы освобождения Сабадаша всё более осязаемыми, а в Петербурге уже его эмиссары, бывшие топ-менеджеры банка “Таврический” Сомов и Гаркуша. Сабадаш идет, а его уже поджидает Трабер, - отметил один из знакомых с ситуацией бизнесменов.

Кстати, в такой диспозиции есть определённые сомнения в том, что Трабер и Дебердеев будут платить за ЛОЭСК заявленную цену 7,8 млрд рублей. Когда владельцем 50% “Росток” стал в 2016 году сын экс-губернатора Сердюкова, так же звучали мнения о том, что это своего рода защита.

Впрочем, сегодня Вадим Сердюков отрицает взаимосвязь привлечения Трабера в помощь от претензий Сабадаша.

- Это не связанные вещи, - заверил он 47news, добавив, что в перспективе сделки сейчас одобрение московского ФАС.

- Но на 25% акций ЛОЭСК наложен арест, как вы их собираетесь продавать? Трабер должен быть в курсе.

- Да, мы честно прописали это в предварительном договоре. Я уверен, что ситуация с обеспечительными мерами будет решена в судах.

В офисе Ильи Трабера традиционно отказалась приглашать его к телефону. Телефон Рамиса Дебердеева ответил “Бурановскими бабушками”.

Существенная деталь: 14 января Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал компании “Росток” в снятии обеспечительных мер с 25% долей фирмы. С таким обременением договор покупки подписать можно, но право на акции зарегистрировать нельзя.

Виктор Смирнов,
47news

Тонкая прелюдия спора:

Исходя из позиций представителей Сабадаша, “Росток” передал номинальному владельцу Слепову векселя на 4 млрд рублей в обмен на его акции. В свою очередь, Слепов векселем на 1 млрд вернул задаток “Управлению-К”, а оно передало его в “Росток”. Таким кульбитом последняя заняла в сделке место Слепова. Операция проведена одним днём, 15 июля 2014-го. Смысл: “Росток” будет держать акции у себя, поскольку имя опального Сабадаша негативно отражается на делах.

Вторую часть сделки в 2 млрд собирался финансировать “Сбербанк”. Но после ареста Сабадаша отказался. Так появилась альтернативная идея передать в собственность “Росток” имущественный комплекс энергетической компании “УСК”, принадлежащий Сомову и Сабадашу (в её управлении находились электросети Сертолово, на балансе фирмы была, в том числе, подстанция в Мурино ценой под 0,5 млрд, но, с учётом серьёзной разницы между себестоимостью производства энергии и тарифом, финансовый поток, как говорят, гарантировала под 3 млрд). Судя по всему, Сабадаш считает, что полностью закрыл сделку.

Вторая часть организационных изменений произошла в декабре 2014-го. “Управление-К” и компания “Таврический-Инвест” имели дебиторскую задолженность перед “УСК” на 806 млн. Она же перешла ЛОЭСКу после поглощения. Понятно, что когда ЛОЭСК снова собирался кредитоваться в “Сбербанке” вновь не стоило показывать фамилию Сабадаша, а также структуру падающего банка "Таврический“. Баланс поправили через уступку прав требований долгов в пользу “Росток” и ЛОЭСКу оказался должен основной акционер - “Росток”, что при рассмотрении кредитной заявки является положительным моментом. Технически это так же было оформлено векселем.