Многоэтажку под Гатчиной построили так крепко, что залило деревню под ней. До туалетов теперь вплавь, а в погребах булькают тритоны. Ещё повезло, что застройщик не принялся за город-фрукт.

- Приезжайте, мы на всё готовы, - обрадовали меня по телефону жители деревни Малые Колпаны, что прилегает к Гатчине.

Они готовятся примерить на себя славу первых уплывших из Ленобласти. В той части улицы Центральная, откуда виден забор взорвавшегося хлопушечного завода "Авангард", опускается под воду частный сектор. Причём это не временное явление, как везде, и зависит не от выходящих из берегов рек.

Пенсионер Михаил Кравченко, живущий в деревянном доме с середины восьмидесятых, специально для нас открывает погреб в комнате. По полу вьется синий шланг, концом опущенный вниз. В помещении сыро и такое чувство, будто засунул нос в старый холодильник, где пару лет лежал сыр. Жужжит аппарат, оказывается, это насос. На кухне та же картина, только возле окна стоит включённым телевизор. Под рекламу сыворотки молодости идёт откачка воды.

Опасливо интересуюсь, не страшно ли включать свет, ведь вода выглядывает из-под пола. Не было бы насоса, она бы булькала прямо по вещам. За утро, хвастается собеседник, благодаря автоматике ушло десять сантиметров воды, ещё под метр осталось внизу. "Ну а как нам не пользоваться электричеством? Кстати, тут у нас уже тритончики завелись", - хвастается Кравченко. Всё же упоминает, что перспективы дома плачевны — даже если совсем не уйдёт под воду, - сгниёт, и притом скоро.

Сам он здесь не живёт, с супругой переехали в городскую квартиру к дочери. Во дворе множество добротных построек, но по центру выделяется новый каркасный дом. Это для гостей, но и теперь до него не добраться без резиновых сапог. Вроде он на сваях, и потому за его судьбу не слишком беспокоятся. До классического туалета тоже только вплавь, так что долго на участке и не выдержишь.

Видимо, прошлое Кравченко было специфическим, вернее специальным, поскольку посреди самодельного озера стоит пограничный столб, похожий на исторический. С его помощью удобно отсчитывать уровень подъёма воды, точно перешагнувшей 70 сантиметров. Сверху немного подморозило, но самый мелкий шажок рушит явление природы.

Точно также у соседей — семьи Ряпосовых. Им, как признаётся Любовь Ряпосова, отступать некуда, потому они остаются. Тем более, в конурах гавкают три больших собаки, пока вода до них не добралась. Фундамент дома кажется крепким, а насосы давно закуплены. Муж собирался приобрести некий профессиональный, но понял, что сливать большой объём воды некуда. Рядом с этим островком есть участок, состоящий из кустов, и здесь должны построить школу.

Затопило все дома по этой части улицы, как говорит староста Ольга Павлова, у кого-то больше, у кого-то меньше. Кому-то есть куда спрятаться, кому-то нет. Сама она вспоминает, что, конечно, природные катаклизмы случались, но выражались в небольших лужицах. Изменилось, по её наблюдениям, всё пять лет назад, когда рядом нарисовался многоэтажный жилой комплекс "Речной". Застройщиком был "Гатчинский комбикормовый завод" (ГККЗ). Судя по документации, в возведение компания должна была вложить, как минимум, полтора миллиарда рублей, и всё это — на 673 квартиры.

Мы рассказывали, что ГККЗ собирался построить в Новом свете Гатчинского района целый город на 30 тысяч человек. Что-то пошло не так, и до сих пор проект даже не начали реализовывать. Мы писали, что одним из собственников предприятия является депутат ЗакСа Татьяна Бездетко, баллотировавшаяся от Гатчинского района.

Возможно, хорошо, что фруктовый город не появился, ведь граждане уверены — именно при строительстве ЖК "Речной" уничтожили сложившуюся дренажную систему. "Исторически ниже наших участков проходил ручей, который отводил в речку Колпанку дождевые и талые воды. После строительства ЖК "Речной" с запада от наших участков уровень грунта был поднят на полтора метра относительно исходного уровня и засыпан ручей. Кроме того, южнее наших участков была проложена дорога в ЖК "Речной" от улицы Старая дорога. Существовавший естественный дренаж был нарушен. Канава между участком № 1 по улице Старая дорога и дорогой к ЖК "Речной" является приёмной для стоков, как нижняя точка", - пишут они в официальных заявлениях в инстанции.

В реальности же это выглядит так: местечко, раньше бывшее канавой, превратилось в стоянку для автомобилей, естественно, заасфальтированную. В результате территория частного сектора оказалась в низине, не имеющей никакого выхода для дождевых и талых вод. По сути, люди попали в западню. "Наши участки регулярно затапливаются водой до половины их площади и заболачиваются, мы не имеем возможности ими полноценно пользоваться", - добавляет местное народонаселение.

Фото: Майкл Огнев

Ухудшение началось в минувшем октябре, что, вероятно, связано с большим количеством дождей. Жители считают, что земля просто перестала выдерживать, но от понимания гидрологических процессов им не легче.

- Дальше что, развалятся дома? Никому нет никакого дела до нас. Понятно, что многоэтажные дома — это деньги. Но там все люди приезжие, живут, как короли. Им, наверное, плевать на нас. Газ двадцать лет обещают, канализации до сих пор нет - жалуется староста Павлова, показывая в сторону зданий из красного кирпича. Добавляет, что деревне летом 520 лет и у многих владения с XIX века, и им теперь обидно такое терпеть.

- Тут ещё школу собрались строить. Тогда нам только мыло и верёвку покупать, - вторит ей Кравченко.

Подобные диалоги напоминают кадры из советских фильмов о переселении деревень. Там тоже люди, живущие под бочиной каменных великанов, возмущались и сопротивлялись.

Активные жалобы в сторону властей начались в конце декабря. По их словам, председатель комитета градостроительства Дмитрий Коновалов приезжал, качал головой, постановил решить вопрос. В итоге, Новый год вода встречала в той же низине, что и до того.

Владелец "Гатчинского комбикормового завода" Николай Чистяков в беседе со мной рассказал, что помнит о разговорах трёхлетней давности, но с тех пор к нему никто не обращался.

- Помню, ездил туда, всё, что нас просили сделать местные, мы выполнили. Тогда, кажется, надо было отрыть какую-то дренажную канаву. Честно говоря, деталей не помню, но раз вы говорите, что есть жалобы, съезжу лично проверю, - пообещал он.

Глава администрации Гатчинского района Людмила Нещадим узнала о трудностях других буквально накануне, 21 января, когда они пришли к ней на приём. "Превентивные меры мы примем, начали откачивать воду. Занимаемся разработкой проектно-сметной документации на обустройство новой дренажной канавы. Кто виноват и когда она будет сделана, сказать не могу", - прокомментировала она.

Действительно, после похода к Нещадим сюда прислали спасателей, развернувших длинный насос. Ну, хоть длинный. В той стороне, откуда откачивают воду, образовался фонтанчик. Фонтанчик – это красиво.

- Пока жить здесь невозможно. А хорошо было, - мечтает Михаил Кравченко.

Юлия Гильмшина,
47news