Определён комплекс мер по вытягиванию девелоперов из кризиса. Им разрешат не вводить объекты вовремя, увеличат лимит контрактов, и черт с ними – с дорогами. У Ленобласти свой план, и она не грустит.

Власти размышляют, как спасать строительную отрасль, которая, по всей видимости, окажется в числе тех, кто ощутит на себе влияние нового экономического ужаса. Кстати, ужас в переводе на латынь – террор. 

По данным 47news, вице-премьер России Марат Хуснуллин 16 марта провёл совещание с министрами, где родились первоочередные меры по оказанию помощи сфере. В общих чертах результаты совещания довели до общественности, но сводились они к тому, что будет составлена некая программа действий. Автор нашел программу.  

Судя по протоколу, разошедшемуся по главам регионов, пока упор делается на смягчение последствий резкого изменения курса национальной валюты. Материалы, как известно, сильно зависят от импорта, и их подорожание очевидно. А для покупателей квартир – не безгранично.  

В числе основных мер пока рассматривается вариант, при котором за нарушения условий государственных контрактов по проектированию и капитальному строительству не будут штрафовать. По всей видимости, речь пойдёт о возведении школ, детских садов, больниц, стадионов и прочих объектов, где заказчиком выступает государство в лице специализированных предприятий. Например, - "Управления строительства" или "Единой службы заказчика" районов. Правда, речь пойдёт о случаях, когда на работы существенно повлияло распространение в России коронавируса или курсовая разница.

- Если человек не смог вовремя купить лифты и из-за этого не сдал вовремя объект, или цемент подорожал, тогда не будут действовать штрафы, - подтвердил по этому поводу вице-губернатор по строительству Михаил Москвин.

- Вы не ожидаете, что теперь все начнут объяснять свои срывы пандемией?

- Да, наш народ хитрый.

Отдельно займутся курсовой разницей как таковой, ведь стоимость приобретаемого оборудования, заложенная в уже заключённых государственных контрактах, теперь явно увеличится. Те же детские сады обычно надо оснащать кухнями, столами и стульями, а то и техникой. По словам Москвина, от Ленобласти по этому поводу ушло предложение срочно изменить прогнозные индексы дефляторов, которые Минэкономики установили на 2020 год на уровне 3,6%. Этот показатель применяется для расчёта лимитов на строительство объектов. Насколько именно нужно менять методику, чиновники пока не знают, ведь всё так быстро меняется.

На практике же правительство Ленобласти не против предусмотреть по контрактам, срок строительства которых превышает один год, возможность увеличения его цены. Скорей всего, будут заключаться дополнительные соглашения к договорам, изменение суммы будет зависеть от фактического превышения трат на материалы. Сегодня лимит правок упирается в десять процентов, но, по всей видимости, эта цифра повысится. Важность этого шага чисто бюрократическая, ведь даже при наличии желаний и возможностей исполнитель сегодня не может потратить сильно больше, чем договорился с государством изначально.

- Необходимо на федеральном уровне разработать упрощенный порядок для таких случаев, для предотвращения злоупотреблений со стороны подрядчиков и поставщиков, а также обоснования новой стоимости контракта при проведении финансовых проверок контролирующими органами, - считают на Суворовском,67. 

Вроде как заодно власти Ленобласти, как могут, убеждают москвичей разрешить на период пандемии заключать государственные и муниципальные контракты на строительство объектов с единственным поставщиком. То есть, по сути, хотят отменить аукционы и тендеры. 

Как и остальной бизнес, девелоперов станут меньше проверять. "Принять необходимые решения о сокращении числа проверок строительства объектов капитального строительства, осуществляемых в рамках государственного строительного надзора", - говорится в протоколе того совещания. "Мы вообще отменили все проверки по объектам, возводимым в рамках долевого строительства. Касается это в том числе контроля за правильностью финансирования. Насчёт именно строительного надзора, выходить будем только по заявлениям застройщиков", - говорит Михаил Москвин.

Очевидно, это в том числе заденет дольщиков, и преследовать застройщиков за то, что они отстали от обещанного графика на полгода, не станут. Напомним, раньше обманутыми считались покупатели в тех проектах, где квартиры не сдали в течение одного года. Затем, после нажима общественности, этот срок сократили до шести месяцев. Но, по всей видимости, в общей череде проблем важным станет, чтобы хоть как-то возводили дома, а скорости оставят до лучших времён.

Будто ожидая, что дальше ничего хорошего не предвидится, федеральный центр призывает поскорее разобраться с расселением граждан из аварийного жилья. "Предложить механизмы опережающего расселения указанного жилищного фонда", - прямо так и сказано по итогам встречи у Хуснуллина. Теперь Минстрою в срочном порядке надо выяснить, сколько ветхих домов осталось в России из числа тех, что не попали в нынешнюю программу.

Напомним, что рассчитана она до 2024 года, и сейчас приводят в порядок квадратные метры, признанные аварийными до 1 января 2017 года. К примеру, в Ленобласти  в нынешнюю программу попали 10850 человек, проживают они на площади 195 тысяч квадратных метров. А всего нуждаются в переезде 19 тысяч 27 человек на площади 292,2 тысячи квадратных метров.

Пообещать гражданам и Хуснуллину ускорить процедуру власти Ленобласти сегодня не могут по объективным причинам.

"Всё, что мы могли купить на вторичном рынке для реализации программы, мы купили. Остальное надо строить, а этот процесс сократить сложно. Максимум, о чём можно говорить, это о том, что мы закончим в 2023 году, а не в 2024", - то ли оптимистичен, то ли нет, Москвин.  

Враг вроде как и невидим, но в правительстве России решили улучшать инфраструктуру так, будто идёт подготовка к реальным боевым действиям. Во время них, как известно, важно качество автомобильных дорог. Самое время, посчитали наверху, их немного привести в порядок. Регионам поручено "определить дополнительную потребность в финансировании реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". В том числе речь должна пойти об увеличении на 20% объемов финансирования. Ленобласть уже попросила на эти цели 1,3 млрд рублей.

С некоторыми пунктами вышло разночтение. Так, по мнению Марата Хуснуллина, регионам нужно отменить весеннюю просушку дорог, предполагающую ограничения движения автомобилей с нагрузкой на ось, превышающую 5 тонн для асфальтного и 3 тонны для гравийного покрытия. В правительстве Ленобласти же смотрят вперёд, замечая, что хаос когда-то пройдёт, а дороги к тому моменту разрушат, и ремонтировать придётся за счёт регионального бюджета.

- Мы ставим дороги на просушку, и точка. Кто нам потом будет дороги восстанавливать? - дважды повторил мысль Москвин. Впрочем, как выяснил 47news, есть послабления некоторым отраслям.

Несмотря на столь масштабные подвижки в секторе, Михаил Москвин пока на позитиве. Неделю назад Александр Дрозденко рассказывал 47news, что, скорей всего, объём введённых в Ленобласти квадратных метров сократится минимум на 10% от заявленного. Москвин же уверен, что происходящее не повлияет ни на себестоимость квадратного метра, ни на общий объём. 

Просто понадеемся на эту мысль.

Юлия Гильмшина,
47news