В попытке добиться разрешения для терминалов складировать минеральные удобрения в непосредственной близости от морских берегов произошел сбой. Государственная дума отправила на доработку законопроект на третьем чтении. Для Балтики его принятие означало увеличение экспорта в два раза.
21 июля Госдума вернула к процедуре второго чтения законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", посвящённый хранению агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов. Документ корректирует 65 статью Водного кодекса, в соответствии с которой сейчас запрещается размещать склады минеральных удобрений ближе, чем в 500 метрах от берегов российских морей. Как только документ приобретет статус федерального закона, действующие терминалы, у которых эта норма нарушена, легализуются, а строящиеся смогут спокойно начать работать.
Сбой в принятии документа, благополучно прошедшего два чтения за 2 недели, произошел из-за нескольких нюансов, вызвавших у депутатов сомнения. Прежде всего, речь идет о запрете размещать такие склады на территориях населенных пунктов.
Инициаторы законопроекта утверждают, что в этом нет ничего особенного, потому что минеральные удобрения не в такой степени токсичны. Противники говорят обратное: мало что ли в России морских берегов, где никто не живет. Но проблема не в том, что будет, а в том, что есть - уже сегодня немалое количество морских терминалов по перевалке минеральных удобрений располагаются в населенных пунктах. При принятии такого законопроекта их придется убрать, что не может не беспокоить владельцев, вложивших в такие объекты миллиарды.
За примерами далеко ходить не надо: минеральные удобрения переваливаются в Большом порту Санкт-Петербург, в Калининграде и в Выборге.
Предложение вернуть законопроект на доработку на стадию процедуры второго чтения депутаты поддержали единогласно. Срок доработки - 1 сентября.
Инициатор законопроекта - комитет Государственной думы по транспорту и строительству. 16 июня заместитель председателя комитета Виталий Ефимов заявил 47news: "Это давно пора было сделать".
Представивший на первом слушании 8 июля законопроект заместитель министра промышленной политики и торговли Михаил Иванов привел статистику. Россия в год экспортирует около 35 млн тонн минеральных удобрений, 24 млн тонн из которых экспортируется морем, в том числе лишь 14 млн тонн - через российские порты. При действующей ставке 10 долларов за перевалку 1 тонны минеральных удобрений страна ежегодно теряет 6-7 млрд рублей только из-за того, что около 10 млн тонн удобрений обрабатываются прибалтийскими портами.
На российском побережье Балтики новый законопроект интересен двум крупным игрокам - ООО "Приморский УПК" Ильи Трабера и ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" Андрея Мельниченко. Первый собирается построить перевалочный комплекс в порту Приморск, второй - в Усть-Луге. Масштаб замысла Трабера - 5 млн тонн минеральных удобрений в год, масштаб Мельниченко - 6 млн тонн.
Обработавший в прошлом году 3 млн тонн удобрений усть-лужский "Европейский серный терминал" Александра Жукова, наверняка, тоже интересуется законопроектом, который легализует его склады, расположенные как раз на запретном берегу Финского залива.
В 2019 году Россия экспортировала 34 млн тонн минеральных удобрений, 12,4 млн из которых приходится на отечественные порты Балтийского моря. Заявленные компаниями Ильи Трабера и Андрея Мельниченко планы почти удвоят эту статистику, если Государственная дума поможет.