Прямолинейный Низовский не считает себя хозяином, а за элитой приглядывает. Знает, кто льет слухи об уходе губернатора. В интервью Дрозденко он признался, на кого смотрит снизу вверх в правительстве Ленобласти.

Третье в своей жизни интервью Александр Дрозденко взял у главы администрации Всеволожского района Андрея Низовского. Если с журналистом 47news и с вице-губернатором Москвиным глава региона говорил в расслабленной манере, то с Низовским они заперлись. В кабинете директора Кудровской школы. В этой серии вы увидите, как за минуту один человек лишился двух перспективных постов.

(47news только слегка редактировал аудиозапись) 

- Ты поработал во всех структурах власти — федеральном Росреестре, областном комитете Госзаказа и сейчас в районе. Где более сложная система управления и где легче работать? 

- В федеральных органах власти царит хаос, - тут же ответил Низовский. 

- Давай напомню: это всё под запись, - напрягся от такой прямоты Александр Дрозденко. 

- Да пожалуйста! Вот пример: Роснедвижимость централизованно закупает для всех управлений машины, скажем, "Нива Шевроле". Представляете, сколько стоит доставить её из Москвы во Владивосток!? И так там во всём — сплошная нелогичность и противоречие. В правительстве Ленобласти было приятно работать. Повезло работать с Елиным (экс-вице-губернатор по финансам, сегодня в Смольном — ред.). Про Вас вообще молчу. Повезло поработать с Марковым, - сразу пошёл в наступление респондент.

Только начав расшифровывать, журналист прикинул: если им дать пятничный эфир на центральном канале, да на постоянной основе - Познер повесится.

- Как все финансисты, скупердяй страшный.

- Это его работа, и Вы это прекрасно знаете. Совсем другое дело — муниципалитет. Интереснее всего работать, конечно, здесь, ведь чувствуешь результат быстрее всего.

- Ты сегодня начальник самого большого района России по количеству жителей. У тебя такой бюджет, как в некоторых субъектах. Кем ты себя чувствуешь - менеджером или хозяином территории?

- Точно не хозяином. Администратором разве что.

- Вот был же раньше городничий. Прав он или нет, пьёт он или не пьёт — неважно. Это хозяин территории, он на ней знает всё. Ты сам таким не хочешь быть или считаешь, что это неправильно с точки зрения нашей действительности?

- Я не знаю, правильно это или нет. Но сегодня быть местным князьком неприемлемо. Мы с главами договорились, что сейчас времена другие, даже не те, что были 5-7 лет назад.

- В прошлом сентябре прошли выборы и кое-где в поселениях поменялись команды управления. Считаешь, это справедливо?

- Это закономерно. Мы часто вспоминаем градостроительную политику в том же Мурино. Было наплевательское отношение органов местного самоуправления. Построили небоскрёбов, а дальше им было плевать. Так что они получили понятный результат (экс-главу Мурино Гаркавого свергли — ред.).

- Ты влияешь на изменение элиты у себя в районе?

- Я стараюсь не влиять на бизнес и политические процессы. Но в силу должности, определённого авторитета так или иначе влияю на них.

- Опосредованно или можешь взять и сменить кого-то?

- Сменить я никого не могу. Но они ко мне прислушиваются.

- Вот ты идёшь по улице, тебя узнают люди?

- Узнают. И в Токсово, и в Сертолово, тем более — во Всеволожске. Обычно просто здороваются, улыбаются. Останавливают, могут задать вопрос, но без агрессии, вроде, когда автобус придёт.

1234.jpg фото пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти

- На оппозиционные настроения влияет близость к Петербургу?

- Однозначно. Жители Северной столицы купили у нас жильё подешевле и теперь им кажется, что в новостройках должна быть вся та инфраструктура, что и в том районе города, где они продали старую квартиру. Я вспоминаю свои школьные годы, когда жил на Лиговском проспекте и ездил в гости к одноклассникам на озеро Долгое. Помню, выходишь с метро "Пионерская", и ничего вокруг нет, кроме трамвайных путей.

- Тот же Московский проспект строился с 47-го по 63 годы. И там не было ничего. Если пройдёт десять лет, и в Мурино будет то же самое, что сегодня, тогда пусть и скажут, что там ничего не развивается. Всеволожцы одни из самых беспокойных граждан, отсюда идёт больше всего жалоб. Как ты относишься к тому, что во всём виноват Низовский?  Дырка на асфальте, люк не закрыт.

- Есть такое. Но воспринимаю как надо, отправляю дальше по адресности. Тем более сейчас развиты социальные сети, и муниципалы отслеживают обращения в Ваш же Instagram, быстро принимают меры.

- Не напрягает, что прямых коммуникаций стало больше? Раньше, когда я был главой Кингисеппского района, чтобы отправить жалобу, людям надо было письмо по почте написать либо записаться на приём. 

- Это моя работа. Эмоций тут нет. Вы задали определённый темп, которому надо следовать. Не хочешь - пиши заявление и до свидания. Хотя поначалу это кошмар как выворачивало.

"Мне не звонят, я не прошу"

- Многим кажется, что ты бескомпромиссный, резкий. Ты сам как считаешь, ты достаточно коммуникативный или у тебя сложный характер? 

- Мой недостаток — моя прямолинейность. За последние годы я её несколько поборол. Стараюсь. 

- Внутри района у тебя есть оппозиция?

- Её не назовёшь оппозицией. Так, в Морозовке микроэлита. Но это дело времени. 

- Если посмотреть на некоторых дачников, на территории проживают и миллиардеры, и мультимиллиардеры. Это уже не микро, а просто элита. С ними тяжело?

- Напряжения нет.

- Было такое, что кто-то из Москвы звонил и просил что-то решить по Всеволожску?

- Было, но в рамках разумного. Через себя переступать не приходилось.

- Эти люди часто сами пользуются правом звонка? Дорогу возле дома починить, котельную включить и так далее.

- Таких звонков у меня вообще нет.

- Приходят ли к тебе люди афёрного плана, которые сразу ссылаются на какие-то громкие фамилии?

- Конечно.

- Как ты их раскусываешь?

- Всё очень просто. Подождал, послушал, посмотрел. Дальше он сам начинает нервничать. Человек с настоящими связями никогда этими связями не хвастается.

- Так ты всю элиту знаешь на территории района?

- Может быть, не лично, но игроков, которые могут сыграть в политику, какие-то кнопочки понажимать, — точно всех.

- Кто из них больше всего помогает?

- Я никогда не прошу. Не вредят и хорошо. 

"Возглавь моё правительство"

- Понятно, что Всеволожский район — территория политических конфликтов. Ты все пожары стараешься тушить или наблюдаешь, оставаясь над схваткой?

- Наблюдаю. Но ведь там, где есть крупный бизнес, всегда будут сложности. Политическая обстановка у нас отличается от того, что в других районах. В последнее десятилетие у нас здесь раздрай и шатание. 

- Но за спорами внутри поселений ты приглядываешь или управляешь?

- Как можно управлять, не приглядывая?

- Можно только приглядывать, не управляя.

- Я стараюсь управлять всей этой массой.

12345.jpg фото пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти

- Кого ты считаешь эффективным менеджером в правительстве?

- Марков (вице-губернатор по финансам — ред.). Это менеджер с большой буквы.

- Среди глав администраций районов кто самый эффективный?

- Мухин (глава администрации Бокситогорского района — ред.). При всём его своенравии — Рыжков (глава администрации Волосовского района — ред.).

- Ты видел бы Мухина руководителем Всеволожского района?

- Он бы справился.

- А ты бы справился с Бокситогорском? – поймал его Дрозденко. 

- Конечно, - даже не мигнул Низовский. 

- А Рыжков смог бы руководить Всеволожским районом?

- Вот тут уже сложнее. Он у себя исторически прижился.

- Мы вот сидим (разговор был в Кудрово — ред.), а за окнами дом под двадцать этажей. У тебя территория полна многоэтажек. С одной стороны, новостройки — это развитие, с другой — из-за них все основные проблемы роста. Тебя раздражает, что не все полномочия твои, а спрашивают с тебя за всё?

- Это такие трудности, которые будут всегда, в том или ином масштабе.

- Мне, например, обидно, что предыдущее руководство Мурино наделало много ошибок, а сейчас я, отрывая от других районов, вынужден их исправлять. Настолько накопилось проблем, что будто поливаешь сухой цветок. Первую лейку вылил, а не видно, бух — и всё вниз. Многие говорят, надо вообще прекратить новое строительство. Как думаешь?

- Да, обидно, и очередь в детсады у нас не уменьшается. Но нельзя останавливать развитие, да и, главное, зачем? Иначе потом будем краснеть.

- Ты меня давно знаешь. Скажи, я сильно изменился?

- Да. Но не в худшую сторону. Человеческие качества у Вас не поменялись, а управленец Вы уже другой. У Вас молниеносная реакция на непредсказуемые ситуации, Вы с первых двух слов понимаете ситуацию, не реагируете на левые темы не вашего уровня.

- Ты один из немногих, кто входит сразу в несколько клубов — мы и в волейбол играем, и ездим на мотоциклах. Я в компании такой же, как на работе?

- Нет, конечно. Вы другой, анекдоты травите.

- Вокруг меня ходит много слухов, то меня повышают, то освобождают. Одного товарища тут спросил в правительстве, он ответил, никаких слухов обо мне вообще нет. Но это не правда, конечно. Так вот, откуда эти слухи появляются?

- Вон Ломов (депутат — ред.) ходит (в момент интервью стоял в коридоре — ред.). Это же его работа, таких, как он, надо у него спросить, кто такие слухи распространяет. То Вы в правительство уходите, то в администрацию.

- Ты часто бываешь в правительстве. Что там говорят о смене состава после сентября?

- Большинство переживает, каждый по поводу себя.

- Ну а чего большинству нервничать? Вопросы есть ко всем, просто у кого-то они достигли критической массы, а у кого-то нет.  Ну а вообще, руководящий состав правительства, на твой взгляд, должен ротироваться?

- Обновляться должен в определённом соотношении обязательно.

- Как тебе твоя собственная команда, устоявшаяся?

- Очень хорошая, дай бог мне ещё хоть раз в жизни такую команду иметь.

- На меня часто примеряют разные роли. Какого персонажа я тебе напоминаю?

- Василия Иваныча Чапаева.

- Скажи, губернатором хочешь быть?

- Плох тот солдат, что не хочет стать генералом. Но сейчас я не готов. Мне интересно здесь.

- Давай так. Я тебе звоню 15-го и говорю, Андрей, идёшь ко мне вице-губернатором. Обрадуешься или огорчишься?

- Огорчусь.

- Откровенно... Из-за того, что я плохой руководитель или тебе сейчас комфортно?

- Лучше быть первым парнем на деревне. Я б не сказал, что глава администрации Всеволожского района — это не уровень вице-губернатора.

- Председателем правительства предложу! – чуть воскликнул по-чапаевски Дрозденко. 

- Выполню, но расстроюсь.

- Думаю, свой герой на это место найдётся.

Беседовал Александр Дрозденко,
специально для 47news