Стоило осведомителю зафиксировать в штабе Навального фамилию депутата Лебедева, наверху так напряглись, что сотни наблюдателей за честные выборы остались за бортом Ленобласти.

Штаб Навального в Санкт-Петербурге не сможет выставить основное количество наблюдателей на выборах губернатора Ленинградской области. Несмотря на разрекламированную кампанию, большинство из 450 человек, записавшихся через сайт "Умного голосования", не будут следить за ходом волеизъявления.

На протяжении последних лет государство, как могло, боролось с независимыми наблюдателями. Конкретно в Ленобласти они зашумели в 2012 году, когда слетелись со всей страны на выборы совета депутатов Кузьмолово Всеволожского района. В течение двух-трёх последующих лет они следили за выборами всех уровней. Считается, что благодаря их участию в процессе в Морозовке, Шлиссельбурге, Горбунках было меньше фальсификаций, а, значит, и победа досталась не действующей власти, а их соперникам. Влияние активистов, чью деятельность легче обозначить словом фанатизм, порой доходило до абсурдного. 47news доподлинно известно, что присутствие в ночь подведения итогов одного наблюдателя на участке в Кингисеппе, так сказать, снизило явку во всём районе до минимума.

Москва придумала для гражданских активистов термин "электоральный туризм" и начала ограничивать возможность присутствия на участках. К единому дню голосования — 2020 точно нельзя представляться журналистом, хоть сотрудники СМИ имеют возможность следить за ходом голосования и подведением итогов. Организации, занимающиеся подготовкой наблюдателей, как правило, давали направления от сайтов, зарегистрированных как СМИ. Поскольку доказать, что это имитация прессы, государство не смогло, теперь активистам дают аккредитацию только в случае заключения контракта со СМИ за два месяца до выборов.

В этот раз единственным выходом из ситуации стало направление наблюдателей в качестве членов комиссий с правом совещательного голоса от кандидатов. По словам одной из активисток "Наблюдателей Петербурга" Юлии Изюмовой, принципиальная договорённость была достигнута со штабом кандидата от ЛДПР Андреем Лебедевым.

Заметим, для потенциальных избранников привлечь на свою сторону – не благотворительность, а возможность прозвучать. Понятно, что людская рать в том числе будет работать в пользу того, от кого оформлена. И всё это без финансовых усилий, ведь влезать в выборы — дело добровольное.

Трудностью, как и во всех других начинаниях, стал поиск тех, кто захочет потратить три дня на дело чистоплотности голосования. Нужно, на секундочку, как минимум 944 человека, готовых отправиться не только в ближайший Всеволожский, но и туда, куда скажут, включая Подпорожье. Теоретически, конечно, нужно по три человека на участок, иначе дежурному придётся двенадцать часов не выходить даже в туалет, а выездное голосование — пропустить.

К вопросу и подключился Штаб Навального в Петербурге, объединив усилия с теми наблюдателями. Теоретически каждая организация могла пойти своей дорогой, но по факту это не так легко.

Так что сайт "Умного голосования", где можно было записаться в наблюдатели и пройти экспресс-обучение, пришёлся весьма кстати. По большому счёту, все стороны процесса отнеслись к истории утилитарно. Кандидат в губернаторы Лебедев получал присмотр за своими выборами, навальнисты — возможность оформить тех, кто откликнулся на призыв, "Наблюдатели Петербурга" - массовость.

Вряд ли бы кто-то сильно обратил внимание на эти три составляющие непонятно чего, если бы не экспрессивность, с которой подошли к подготовке выборов на Суворовском, 67. По ощущениям 47news, примерно месяц как там нервозная обстановка. Суть её никто не понимает, но все задействованные персонажи перевозбуждены. Любая капля тут может превратиться в бензин, а любое подозрение гипертрофируется до создания образа врага.

В минувший вторник та же самая Юлия Изюмова, занимавшаяся обучением наблюдателей и чтением им лекций, приступила к выдаче направлений. "Я никак не связана ни с Навальным, ни с его штабом. Просто мы объединили усилия, их ресурсы и мои знания. Мне было удобно оформлять документы в их офисе на Вознесенском, 33, поскольку помещение в центре Петербурга найти не так просто", - объясняет она.

Завершить начатое не удалось, потому что кто-то из тех, кто побывал внутри, - просигнализировал в нужную инстанцию. Буквально сразу система завыла от тревоги. Достаточно было одной фотографии, где Изюмова сидит за столом, а рядом — две огромные пачки бумаг. "В одной были заявления, в другой — направления. Со стороны это всё могло показаться одним и тем же, и кто-то, видимо, решил, что нас не несколько сотен, а несколько тысяч", - добавила она.

В результате, там, где положено, совместили всё, что могли, и получили: "Лебедев работает на Навального и они вместе перекроют все участки". Дальше было много рассуждений на тему, кто, что и у кого хочет отобрать, и почему наблюдатели, идущие как бы от Лебедева, получают направления как бы у Навального. Им бы еще чуть-чуть конспирологии и можно докатиться до вооруженного свержения власти.

- Я не имею к Навальному никакого отношения. Вы на меня ещё Скрипаля повесьте. Я даже не знал, что набор в наблюдатели идёт через какой-то там сайт. Был уверен, что это стандартная сетка, как обычно — один приводит двух знакомых, те ещё по двое, и так далее. В этой же схеме получается, что я чуть не выставил массу людей, за которых не могу поручиться, - парирует автору Андрей Лебедев.

Все бланки были оперативно отобраны, а процедуры приостановлены. По словам того же Андрея Лебедева, отправлять от своего имени на выборы людей, за кого он не может поручиться, противоречит всем его жизненным принципам.

"Мы договорились, что часть людей всё же направлю, но после подтверждения их адекватности. Сколько это будет человек, решим", - математически пообещал он.

Координатор петербургского Штаба Навального Ирина Фатьянова не смогла оперативно прокомментировать сложившуюся ситуацию. Вице-губернатор по внутренней политике Алексей Кондрашов отнёсся к произошедшему философски: "Я вообще не понимаю, что такого произошло. Если Лебедев принял какое-то решение, мы-то какое к этому имеем отношение?"

То есть никто никакого отношения ни к чему не имеет.

Юлия Гильмшина,
47news