В городе на Неве 10 сентября хоронили митрополита, но в 1978-м журналисты не могли об этом напечатать. Сегодня подобная новость рванула бы покрепче комы Навального.
Тогда, за 40 лет назад, в толпе пришедших проститься шушукались вовсю. 49-летний митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим внезапно скончался в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного Папы Римского Иоанна Павла I, а западная пресса сообщила о роковой чашечке отравленного кофе. Ассоциации с Навальным неизбежны, поэтому автор и поднял ту конспирологию. К тому же митрополит Никодим, в миру – Борис Ротов был духовным наставником нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Хорошо знавший Ротова советский подпольный священник Католической Церкви в Украине Гаврилов писал потом в своей книге, что в нем уживались три ипостаси: "Никодим как православный митрополит легально, Никодим как патриот советского государства легально, Никодим как убежденный католик подпольно".
Вершина его карьеры пришлась на 1960-1972 годы – в этот период он возглавлял отдел внешних церковных сношений. Грубо говоря, представлял бренд советского православия за рубежом, не вылезая из заграничных командировок. К этому же периоду относятся первые подозрения в тесных связях с Госбезопасностью.
В 1970-е он перенес пять инфарктов кряду. Попросился в отставку, но продолжил возглавлять комиссию по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. В начале августа 1978 года лечился в клинике Праги. Здесь его и застало известие о кончине Папы Павла VI. Он вылетает в Рим в качестве главы похоронной делегации от РПЦ: 10 августа митрополит, вопреки православным установлениям, совершает панихиду у гроба ("епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен"), 12-го присутствует на отпевании, а затем поселяется в штаб-квартире иезуитов на вилле Кавалетти и ожидает выборов нового предстоятеля Римско-Католической Церкви. Им становится Иоанн-Павел I (Альбино Лучани), за обаятельную улыбку прозванный "улыбающимся".
3 сентября вместе с делегацией РПЦ Никодим присутствует на церемонии его интронизации, а 5-го, уже в составе делегации некатолических церквей, направляется на прием, где, единственный, удостаивается приватной встречи. Одним из посредников в организации этого тет-а-тета выступил Мигель Арранц – доктор церковных восточных наук, переводчик с русского языка покойного, а теперь и новоизбранного.
По воспоминаниям Арранца, доверительная беседа продолжалась четверть часа. Арранц, будучи единственным свидетелем беседы, стоически хранил тайну вплоть до своей кончины в 2008-м. По окончании разговора в комнату был допущен секретарь митрополита Никодима, архимандрит Лев (Церепицкий). А затем случилось невероятное.
Отец Никодим, присаживаясь, вдруг молча рухнул лицом вперед, прямо к ногам Папы, и испустил дух. К тому моменту, когда в кабинет подоспел врач с реанимационным чемоданчиком, Иоанн-Павел I уже успел прочесть отпустительную молитву. Смерть сочли дурным предзнаменованием. И не ошиблись.
Два дня спустя из Москвы в Рим вылетела церковная делегация, в ее составе был и тогдашний архиепископ Выборгский Кирилл, будущий патриарх. 8-го числа гроб с телом доставили в Ленинград. В тот же день Римский Папа публично произнес:
"Третьего дня умер в моих объятиях митрополит православный Ленинграда. Я как раз отвечал на те слова, которые мне были им обращены. Я уверяю вас, что в своей жизни я никогда не слышал столь добрых слов для Церкви, как те, которые он произнес тогда. Я не могу их повторить, это останется тайной".
В естественную смерть митрополита от ишемии мало кто поверил. Слишком яркими для такого случая были и декорации, и персонажи, и времена. За несколько десятилетий появилось достаточно версий.
Первая, разумеется, тянется к КГБ: чекисты расправились с чересчур активным, прозападно настроенным советским церковным деятелем. В назидание прочим. Вот только куда как проще разобраться с неугодным дома. Разве чтобы потом растрезвонить на весь мир про ватиканские козни, но это не муссировалось в советской прессе.
Есть версия технически более реальная. Нитроглицерин, точнее замаскированная под невинную таблетку отрава. Сопровождавшим митрополита вменялось иметь при себе нитроглицерин. По свидетельству Арранца, в роковой день 5-го сентября отец Никодим чувствовал себя скверно.
Но "рука КГБ" плохо стыкуется с тем обстоятельством, что Ротов вполне себе их устраивал. Вот, что пишет об этом тот же Гаврилов: "Я тогда только смутно догадывался, что такая духовная карьера требует какого-то компромисса. Когда я митрополиту на это намекнул, он сказал, что без этого компромисса в советских условиях обойтись невозможно, что этот компромисс не является страшным и в духовной жизни не повредит. Митрополит Никодим трактовал сотрудничество с КГБ, как необходимое зло".
На волне слухов о сотрудничестве возникла еще одна мысль: митрополит Никодим в своей последней поездке в Ватикан выступал чуть ли не личным эмиссаром Андропова. И в ходе приватной беседы с Иоанном-Павлом I передал некие личные предложения шефа КГБ. Красиво, но кофе тут точно ни при чем.
Второй блок: виноваты какие-то спецслужбы, те, что против СССР и намеревались отравить Папу. Далее варианты: свалить отравление на русских, то есть на КГБ; рассорить православную и католическую церкви. Но в результате эксцесса исполнителя кофе с ядом по ошибке поднесли митрополиту. Бывает.
Без веры в мафию, конечно, не обошлось. Тут только подставляй - сицилийская, чикагская, а исходя из романов Дэна Брауна, - ватиканская. В этих вариантах фигура советского священника либо не учитывается, либо списывается на вышеупомянутый эксцесс. Цель мафии – устранение новоизбранного Папы.
Действительно, сын рабочего-социалиста Альбино Лучани уже в первые дни после вступления в должность решительно сунул нос в крупнейший международный банк Ватикана, скромно именуемый Институтом религиозных дел. Так он бросил вызов епископу Полу Марцинкусу, сделавшему головокружительную карьеру от дерзкого налетчика, участника чикагской подростковой банды, до банкира Господа.
кадр из фильма
Кардинал Ламберто - один из персонажей фильма «Крёстный отец III», исповедует обратившегося к нему за помощью Майкла Корлеоне. По сюжету, став Папой Иоанном Павлом I кардинал расследует злоупотребления высших церковных чинов Ватикана, но погибает, выпив отравленный чай.
Загадочная смерть русского митрополита привлекла живейший интерес западной прессы, но не остановила врагов нового Папы: ранним утром 29-го сентября Иоанн-Павел I был найден мёртвым в своих покоях, и уже в 12 часов того же дня его тело было выставлено для прощания в Апостольском дворце. Причину смерти нашли в инфаркте миокарда, но вскрытие не проводилось. Только в первый день проститься с Папой пришло более четверти миллиона человек. "Кто убил тебя?" – шептали верующие, проходя мимо гроба. Эта смерть стала событием планетарного масштаба, вытеснив на второй план недавнюю трагедию.
Тех, кто интересуется деталями, но не любит скупую документалистику, отсылаем к фильму Копполы "Крестный отец III", где все эти события пересказаны на художественном языке. Режиссер закончил работу над новой версией "Крёстного отца III", для которой придумал другие финал и начало. Премьера в декабре 2020-го.
Возвращаясь к смерти Никодима: 17 лет спустя случилась событие, вновь навевающее ассоциации. 2 ноября 1995 года в холле недостроенной гостиницы "Северная корона", что на Карповке, с помпой отмечали пятилетие банка "Санкт-Петербург". В числе приглашенных был и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, в миру – Иван Снычев. Он прибыл на светское мероприятие с целью отловить, наконец, мэра Собчака, тормозящего процесс передачи Александро-Невской лавры. Когда Собчак и супруга появились, Нарусова вдруг попросила у митрополита благословения. В ответ владыка резко изменился в лице. "Словно увидел что-то страшное", – уверяют очевидцы, отшатнулся, выронил из рук посох и начал оседать на пол. Пока долетела скорая, пока вызванивали реанимобиль, было уже поздно. К фуршетным угощениям он не притрагивался, но стаканчик сока выпил.
Митрополиты Никодим и Иоанн похоронены рядышком на кладбище Александро-Невской лавры. А "Северную корону" так и не достроили, а после снесли. По мистикам, так там проклятое место.
Игорь Шушарин для 47news