За время пандемии доля россиян, готовых попросить о помощи на самоизоляции соседей и коллег по работе, значительно выросла. В наибольшей степени помощи в такой ситуации ждут от государства, но две трети россиян ее не увидели. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, данные которого во вторник приводит РБК.

Всего было проведено 2018 телефонных интервью с россиянами старше 18 лет, отобранными на основании репрезентативной выборки. Исследование проводилось в период с 10 по 28 августа, статистическая погрешность не превышает 2,5%.

Исследователи из ВШЭ сравнили результаты опроса, поведенного в апреле, с августовскими данными. Респондентов спрашивали, к кому бы они обратились за помощью для решения бытовых проблем в случае самоизоляции, за исключением членов семьи и родственников. Большинство опрошенных заявили, что обратились бы в госслужбы и соцучреждения, однако за время пандемии доверие к государству в этом вопросе изменилось незначительно: 34% в августе против 32% в апреле. В наибольшей степени выросло доверие к соседям (27 против 18%) и коллегам по работе (28 против 23%).

20% заявили, что готовы обратиться к волонтерам (в апреле об этом сообщили 19%);

7% респондентов сообщили, что обратились бы за помощь к общественным организациям (5% в апреле);

6% — в благотворительные фонды (4% в апреле);

5% — в церковь или к членам религиозной общины (3% в апреле);

3% — к членам своей национальной общины (1% в апреле).

Доля тех, кто считает, что им не к кому обращаться за помощью, снизилась с 9 до 1%.

Две трети россиян (75%) уверены, что именно государство и социальные службы должны оказывать помощь на самоизоляции. Однако о том, что они реально помогают, заявили немногим более трети (34%). 55% считают, что оказывать помощь должны родные и близкие. О реальной помощи со стороны этой группы заявили 60% опрошенных. 47% ожидают также помощи от волонтеров; о реальной помощи последних заявили 45%. Кроме того, ожидания и реальность не совпали в случае ожидания помощи от благотворительных и общественных организаций (30% считают, что они должны помогать, но о реальной помощи сообщили только 14%).