В Вене – теракты, а 100 лет назад жители города на Неве ходили не по Большому проспекту Васильевского, а по проспекту Адлера – убийцы австрийского госдеятеля.
Его отец был другом Фридриха Энгельса и Зигмунда Фрейда. Его мать выбирала между отцом и Ницше. Фридрих Адлер родился в 1879-м Вене в семье одного из лидеров австрийской социал-демократии. Студентом в Цюрихе он дружит с Альбертом Эйнштейном. А когда Эйнштейна подвинули с кафедры из-за его еврейского происхождения, уступает ему место в престижном пражском Немецком университете. К тому времени Адлеру стало не до физики. К 1910 году он вступил в превратившуюся к тому времени в крупную парламентскую силу Социал-демократическую партию Австрии (СДПА), созданную папой, стал, как и отец, депутатом австрийского Рейхсрата – парламента австрийской части Австро-Венгерской монархии. Вот только к началу Первой мировой войны политические взгляды отца и сына оказались диаметрально противоположными.
upload.wikimedia.org
Родители будущего террориста – Виктор Адлер и Эмма Браун. Снимок 1878 года.
Вспоминает Лев Троцкий: "...Одни как бы радовались ей (войне), сквернословили по адресу сербов и русских, не очень отличая правительства от народов: это — органические националисты, чуть-чуть покрытые лаком социалистической культуры, который теперь сползал с них не по дням, а по часам. Другие — и во главе их стоял Виктор Адлер — относились к войне, как к внешней катастрофе, которую нужно "перетерпеть". ... Сын направлял свою ненависть прежде всего на собственное правительство…". (ист. – Л. Троцкий, "Виктор и Фридрих Адлеры", 05.02.1917).
Будучи убежденным пацифистом и видной фигурой во II Интернационале – Ленин, как мы помним по фильму "Чапаев", стоял за III-й, – Фридрих Адлер резко осудил руководство австрийских социал-демократов как контрреволюционное, считая, что оно "предало классовые интересы пролетариата". Несколько лет он боролся против военной политики Австро-Венгрии обличительным словом, после чего, отчаявшись, решил перейти от слов к делу, замыслив показательное убийство министра-президента Австро-Венгрии, видного деятеля "партии войны".
leto-t.livejournal.com
Отель «Meissl & Schadn». Вена, начало ХХ века. В 1945 году здание отеля сильно пострадало при бомбежке. Часть дома, выходящая на площадь Нойер-Маркт была снесена, а затем отстроена заново. В наши дни здесь находится отель «Европа».
О том, что 56-летний министр-президент граф фон Штюргк имеет устоявшуюся привычку обедать в ресторане отеля "Meissl & Schadn", что на площади Нойер-Маркт, в Вене знали все. Современники называли этот ресторан "Меккой пожирателей говядины". Днем 21 октября 1916 года Фридрих Адлер заявился туда, дождался появления там Штюргка, и когда граф сел за столик, достал револьвер и три раза выстрелил ему в голову. Выкрикнув при этом – не то "Долой абсолютизм!", не то "Нам нужен мир!", не то – и то, и другое. У премьера, разумеется, была личная охрана. Но никому в голову не могло прийти ожидать такой подлянки от депутата Рейхсрата, сына почтенного и уважаемого в Австрии человека.
Газета "Русское слово" от 23 октября 1916 года: "Из Вены сообщают дополнительные сведения об убийстве Штюргка. По словам очевидца, граф сидел по своему обыкновению в отеле "Meisslundschaden", на этот раз в обществе Эренталя, брата умершего министра иностранных дел. Доктор Адлер, сын депутата Адлера, внезапно поднялся и начал стрелять в Штюргка. Штюргк был убить наповал. Одна из пуль попала в ногу Эренталю. Присутствовавшие при этом австро-венгерские и германские офицеры, обнажив сабли, бросились на преступника, который назвал свое имя, заявив, что знает, что он сделал. Он дал себя спокойно арестовать, заявив, что все объяснит на суде. (ист. – starosti.ru)
О выстрелах Фридриха Адлера по горячим следам напишет и Троцкий: "...Он решил изо всех своих сил крикнуть пролетарским массам, что путь социал-патриотизма есть путь рабства и духовной смерти. Он превратил себя самого, свою жизнь, в сигнальную бомбу пред лицом обманутых и обескровленных рабочих масс… Значит, еще бьется сердце этого несчастного человечества, если среди его сынов находятся такие рыцари долга!" (25 октября 1916 года). А вот Владимир Ульянов (Ленин) будет более лаконичен и назовет поступок Адлера "актом отчаяния со стороны каутскианца" (то есть, сторонника Каутского).
wienerzeitung.at
Фридрих Адлер дает показания в суде. Рисунок из австрийской газеты.
В ожидании суда Фридрих Адлер содержался в одиночке и писал статью, критикующую теорию относительности Эйнштейна. В мае 1917 года его предсказуемо приговорили к смертной казни. Приговор вызвал бурю протестов – но не на родине приговоренного. В Петрограде, в Москве состоялись многотысячные митинги и акции протеста против смертного приговора австрийскому террористу-пацифисту. В адрес австрийских интернационалистов полетели телеграммы: "Да будет приговор насильников над мужественным борцом напоминанием всем вам о наших общих неотложных задачах, да спаяет он всех нас крепко в неуклонном нашем стремлении к скорейшему восстановлению Интернационала, да будет отведена занесенная над головой дорогого товарища рука палача и спасена ценная и нужная революционному пролетариату жизнь!!!"
Разумеется, не по требованию большевиков, а единственно из-за нежелания ради плодить новых мучеников, приговор Адлеру пересмотрели, и казнь заменили 18 годами каторги. Из которых он отсидел годик, а потом очень вовремя случились венские революционные события. 11 ноября 1918 года кайзер Австрии и Король Венгрии Карл I Габсбург декларировал самоустранение от царствования над Австрией, и уже 12 ноября Рейхсрат упразднил монархию, что автоматически повлекло за собой ликвидацию Австро-Венгрии.
friendsinvienna.com
Провозглашение Австрийской Республики 12 ноября 1918 года. Картина Rudolf Konopa, 1918. © Wien Museum
Адлер-младший вышел на свободу с чистой совестью, и тут же возглавил Всеавстрийский совет рабочих депутатов. Возможно, ему было лестно узнать, что месяц назад в бывшей столице Российской империи прошла первая волна уличных переименований, по итогам которой, в частности, Большой проспект В.О. стал проспектом Фридриха Адлера, а Большой проспект П.С. стал проспектом Карла Либкнехта. В скором времени улицы имени Адлера-младшего появятся в Москве, Симбирске, Пензе, Курске.
Вот только далее сей австрийский деятель повел себя совсем не так, как оно мнилось большевикам. Мало того, что Фридрих Адлер изменил революционному интернационализму и вновь перешел в ряды австрийской социал-демократии, хотя на него, широко известного революционного марксиста, очень рассчитывала новосозданная Коммунистическая партия Австрии. Этот перебежчик еще и занялся защитой русских меньшевиков, чем окончательно разочаровал Владимира Ильича. Цит.: "Сегодня как раз мне передали письмо Фридриха Адлера - человека, известного по своему революционному поведению в Австрии. Письмо его, писанное в конце октября и сегодня полученное, содержит в себе только просьбу: нельзя ли освободить меньшевиков из тюрьмы? Больше ничего он не нашёл умнее написать в такой момент, кроме этой просьбы. Правда, он оговорился, что он не осведомлён о нашем движении и так далее, но всё-таки это характерно. Эта смешная ошибка западноевропейских социалистов объясняется тем, что они смотрят назад, а не вперёд, и не понимают, что ни меньшевики, ни эсеры (которые проповедуют социализм) не являются теми, чтобы их относить к социалистам..." (27 ноября 1918)
В 1919-м году Адлер обратился к Льву Троцкому с открытым письмом, в котором заявил, что, будучи социалистом, он является противником большевизма. Неудивительно, что в конце того же года 7-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов единодушно постановил исключить товарища Адлера из числа своих почетных членов. А далее имя разочаровавшего Ильича социалиста начало исчезать из городских путеводителей. Закоперщиком здесь выступил Петроград: уже в 1922-м проспект Фридриха Адлера переименовали в проспект Пролетарской Победы.
news-life.pro
Фридрих Адлер в Нью-Йорке. Первая половина 1940-х.
Фридрих Адлер пересидел Вторую мировую войну в США, куда вынужден был бежать в 1940 году: хоть он и выступал в поддержку аншлюса – поглощения Австрии Германией, однако же нацисты припомнили ему еврейскую кровь. Умер тихо, в милом городе своей юности Цюрихе.
Игорь Шушарин, для 47news