Силовики разобрались, кто перечислял деньги Навальному, но не могут добиться заявлений от потерпевших. Так родилась идея экстремизма. 47news нашел как их логику, так и риски для правящих кругов.  

По информации нашего издания возбуждение уголовного дела по мошенничеству в отношении Алексея Навального связано с инициативой Генеральной прокуратуры о признании ФБК (организация, признанная в России иноагентом) экстремистской организацией.

Вспомним, что, по данным СКР, к концу 2020 года для нужд Фонда борьбы с коррупцией, Фонда поддержки СМИ "Пятое время года", Фонда организации и координации защиты прав граждан (организация, признанная в России иноагентом), Фонда правового обеспечения граждан, Фонда защиты прав граждан "ШТАБ" с физических лиц было собрано более 588 млн рублей в качестве пожертвований.

"По данным следствия, Навальный, являясь фактическим руководителем указанных организаций, действуя совместно с иными лицами, потратил из этой суммы более 356 млн рублей на личные цели — приобретение личного имущества, материальных ценностей и оплату расходов (в том числе отдыха за границей)", — говорилось в официальном сообщении ведомства.

Что касается иска прокуратуры Москвы о признании экстремистскими "тех же ФБК" (организация, признанная в России иноагентом), "ФЗПГ" (организация, признанная в России иноагентом), "Штабов Навального", то данная информация появилась на официальном сайте ведомства 16 апреля.

По данным 47news, последнее произошло из-за того, что следствие по мошенничеству уперлось в правовую стену. Так, еще в начале декабря прошлого года была создана силовая бригада из оперативников центрального аппарата ФСБ и МВД, которая разобрала по ниточкам все транзакции (в рублях, валюте и биткоинах) как пожертвований системе координат Навального, так и ее трат. Отсюда и взялись суммы — 588 млн и 356 млн соответственно. Дело же возбуждали, безусловно, на политическом ресурсе, перед февральским арестом оппозиционера № 1. После чего и встал главный вопрос.

В каждом деле должен быть состав преступления, где, в свою очередь, обязателен так называемый объект — потерпевшая сторона. В конкретном случае, это лицо, добровольно перечислившее деньги на конкретные цели — помощь в работе, расследованиях Навального, а после обнаружившее, что средства пошли не по назначению. Например, на проживание в дорогом отеле. Да хоть на бутылку приличного французского вина.

Но, во-первых, история финансового содействия Навальному — не такая примитивная. Подавляющее количество граждан понимали, что он и его люди также живут на эти деньги, а, во-вторых, добровольцы, конечно, являются еще и идейными инвесторами. Трудно предположить, что такой россиянин, услышав абстрактную информацию о нецелевом использовании своих средств, напишет заявление. Но в процессе сбора информации оперативники наткнулись на удивительный нюанс. Досконально изучив его, донесли результаты наверх.

Как журналисту 47news подсказали столичные сотрудники, "некоторые переводили по 200 рублей, а кто-то по 200 тысяч рублей, в среднем же, чек равен примерно 20 тысячам рублей, но дело не в статистике". Среди жертвующих обнаружены близкие родственники некоторых губернаторов регионов (чтобы не создавать намек на интригу — здесь не про Петербург и Ленобласть), депутатов Государственной думы, чиновников и даже бизнесменов из списка Форбс. Пусть, это процент от общей массы, являющийся математической погрешностью, но мощная политическая раздражающая в этом есть.

Думаю, не надо обращаться к профессиональным историкам революционного движения в России конца XIX — начала ХХ веков. И в боевой организации "Народной воли", убившей Александра Второго, были не только отчисленные студенты. К примеру, казненная Софья Перовская — дочь губернатора Петербурга. И среди эсеров-максималистов начала 1900-х было достаточно выходцев из дворянских, купеческих семей. Более того, некоторые влиятельные предприниматели активно помогали революционерам, в том числе большевикам. Возьмем для наглядности, хотя бы, кодового московского фабриканта Савву Морозова. Другое дело то, что со всеми ними случилось после октябрьского переворота, но это уже вопросы чуть ли не философского порядка.

По информации автора, имена важных госчиновников, чьи дети являются спонсорами Навального, доведены до администрации президента. Насколько знает журналист, из тех кабинетов и порадовали пап. Так часть российской государственной элиты поняла, что есть все основания для предсказуемых оргвыводов. Если таковые будут сделаны, то мы это увидим — для начала на государственных информационных ресурсах появятся конкретные упоминания с точными должностями.

"Это решение не входит в компетенцию силовиков", — подтвердил журналисту собеседник в погонах.      

За прошедший период Следственный комитет России разослал кучу отдельных поручений в свои региональные структуры. Следователи получили конкретные фамилии предпринимателей. С этими чуть полегче. Тем более, что среди бизнесменов нашлись те, кто осваивает бюджетные средства, те, в чьих активах есть доля иностранного капитала. И тем, и другим можно задать неприятные наводящие вопросы. По большому счету, и тем, и другим можно аккуратно поставить условие: "Или заявление или, допустим, налоговая служба внимательно проверит вашу деятельность на основании всей суммы законов Российской Федерации".

Тем не менее, пока нет команды "ломать через колено". Отсюда пока нет и потерпевших. Поэтому недавно было принято решение идти другим путем — совместная комиссия Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции поднатужилась и нашла теоретическое обоснование экстремизма.

"Под прикрытием либеральных лозунгов эти организации занимаются формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации. Фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария "цветной революции", — говорится на сайте прокуратуры Москвы тем же 16 апреля. Что, в общем-то, никогда не скрывал Алексей Навальный.

Трудно себе представить, что суд не удовлетворит инициативу Генпрокуратуры. Так, в ближайшем будущем, а скорее до 1 мая — до заявленных штабом Навального очередных уличных манифестаций, его оппозиционные структуры встанут рядом с ИГИЛ, запрещенной в России.

Тогда помог рублем Навальному или вышел на несанкционированный митинг — срубил на лесоповале дерево.

Евгений Вышенков,
47news