Президент рассмотрел предложение руководителя "Приморского УПК" Сизова. 47news расшифровывает, что стоит за визой №1.

По информации 47news, в конце мая из госэкспертизы выйдет проект строительства универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск. В то же время госкорпорация ВЭБ.РФ изучает алгоритм финансирования объекта – нашему изданию известно, что недавно генеральный директор ООО "Приморский УПК" Андрей Сизов лично обратился к Владимиру Путину, а президент поставил визу: "Шувалову И.И. Рассмотреть". (Игорь Шувалов - председатель госкорпорации развития ВЭБ.РФ).

"Приморский УПК" строит глубоководный комплекс в Приморске с грузооборотом 70 млн тонн в год. Компания принадлежит Илье Траберу (31,67%), Рамису Дебердееву (25,34%), Владимиру Даниленко (22,17%), Артёму Бегуну (15,83%) и Андрею Сизову (5%). Строительство идет в фарватере политики по переориентации российских грузов из Прибалтики на Северо-Запад России.

В письме Андрей Сизов говорит, что будут созданы условия для привлечения российских строительных компаний и использования потенциала этой отрасли. Сизов просит рассмотреть возможность кредитования проекта корпорацией ВЭБ.РФ через инструмент привлечения инвестиций - “Фабрика проектного финансирования”. Из контекста понятно, что госкорпорация уже занимается изучением этого вопроса. И это действительно так, знает 47news.

Модель: построенный объект будет генерировать средства, которые пойдут в сторону инвесторов. ВЭБ.РФ является оператором фабрики, кредитным управляющим в синдикате инвесторов и получателем госсубсидий. Если проще, то экспертиза госкорпорации даёт гарантию участникам возврата инвестиций. Среди пула, например, Сбер и ВТБ. Курируют - Минфин и Минэкономразвития.

Если постановлением правительства оговорено - не менее 20% финансирования инвестпроекта должно идти от инициатора, то в письме президенту обеспечение доли собственного участия предлагается за счёт генподрядчика.

По данным 47news, строительство всего комплекса оценивается в 275 млрд рублей. То есть инвесторы вложат 220 млрд. По информации 47news, ООО “Приморский УПК” выступает как организатор процесса. По словам опрошенных чиновников, список компаний, которые могут стать генподрядчиками, уже сформирован. И шорт-лист достаточно короткий. “Компании уровня “Крымского моста”, не меньше”, – предположил один из наших собеседников.

Реализация запланирована в два этапа. На первый уйдёт 3 года. На второй - 7-10 лет. Так, на полную мощь комплекс выйдет году к 2033-му. При финансировании, гарантированном государством, есть за что бороться.

Стоимость заёмного финансирования оценивается на уровне 1,75 - 2 пункта к ключевой ставке. Напомним, недавно ЦБ поднял её до 5% годовых. По словам участников рынка, условия очень приличные. Ни на валютных операциях, ни посредством банковских инструментов таких денег не взять. Естественно, важно и то, как будет распределяться прибыль между подрядчиком, “Приморским УПК” и возможными инвесторами. Но эта информация пока не доступна.

Говорят, к строительству проявляли настойчивый интерес китайские, европейские и турецкие компании. Китайцы предлагали крайне привлекательные условия. Но было принято политическое решение дистанцироваться от иностранного капитала в столь тонкой геополитической портовой материи.

Как рассказал 47news собеседник в ВЭБ.РФ, некая, скажем так, задумчивость в принятии решения о финансировании связана с дилеммой. В постановлении правительства речь идет о собственных вложениях - 20% от стоимости. "Приморский УПК" предлагает схему, при которой деньги вложит привлеченная на генподряд строительная компания. "В принципе, на развесовку это не влияет, но ВЭБ.РФ – это многоступенчатая структура, где на каждом уровне осторожничают", - отметил один из сотрудников, знакомый с процедурой. Другое дело, что виза Путина, умноженная на политику, плюс ресурс главного акционера "Приморского УПК" звучат - как "решить".

Интрига же в том, почему “Приморский УПК” обратился напрямую к президенту, надумана. Это не ход через голову – УПК не стоит в вертикали ВЭБ. К тому же автора заверили, что в ВЭБ.РФ знали об обращении. Таким образом, речь идет о консолидированной позиции.

Сам Андрей Сизов в разговоре с 47news ограничился не опровержением факта обращения к первому лицу.

К слову, есть и гипотетическое продолжение истории, имеющее глобальные перспективы для Петербурга. Как писал "Форбс", Владимир Путин в марте поручил изучить проект совладельца "Трансмашхолдинга" Андрея Бокарева по переносу порта из Петербурга в Усть-Лугу. На рынке же сегодня обсуждают, что при таком внимании к "Приморскому УПК" на локацию для переноса могут посмотреть иначе. Под этим есть фактическая база - в Усть-Луге уже тесно и глубины меньше, чем планируемые в Приморске. Более того, владельцы терминалов в Большом порту смогут реализовать свои участки под девелопмент-проекты. С учётом видовых характеристик здесь более чем привлекательная перспектива.

Виктор Смирнов,
47news

Системность:
Насколько известно 47news, “Приморский УПК” не первый раз обращается к руководству страны сообразно этапам подготовки к созданию комплекса. Первая просьба революционная для рынка: поручить РЖД разработать систему повышающих коэффициентов к действующим тарифам на перевозки экспортных грузов в сторону стран Балтии. В то же время понижающих коэффициентов на перевозки в порты Северо-Запада. То есть жёсткий протекционизм. Вторая - включить УПК в зону Свободного порта, что подразумевает беспошлинный ввоз и вывоз товаров. Третья - поторопить РЖД со строительством ветки стоимостью 33 млрд рублей. Четвёртая - включить объект в федеральный проект "Морские порты России". Тактически, на лицо - поступательный лоббизм. Здесь заметим, что по словам игроков рынка, у Сизова, как у бывшего гендиректора Ленэнерго, не малый опыт сдвигания с места масштабных вопросов.

Справка:
Проект строительства "Приморского УПК" включен в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и в Долгосрочную программу развития ФГУП "Росморпорт" до 2020 года. Проектная документация в январе нынешнего года получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, а Горным университетом разработана чистая технология перевалки угля закрытым способом.