Эту картину смотрели по 15 раз. Впервые там публично спели "Два громилы", а в кадре появлялись малолетние уголовники. Через 6 лет всех арестовали, а кино стало культовым.

Первый отечественный звуковой фильм стал кинобестселлером нескольких десятилетий, был закуплен для проката в 26 странах и получил один из главных призов Венецианского кинофестиваля. Нынешние киношники о таком не могут даже грезить. Эх, чекистов на них нет.

Мустафа дорогу строил,

А Жиган по ней ходил.

Мустафа по ней поехал,

А Жиган его убил.

(из народного фольклора)

1.jpg urokiistorii.ru

Премьера первого советского звукового фильма "Путевка в жизнь" состоялась 90 лет назад, 1 июня 1931 года, в московском кинотеатре "Колосс". В одном только этом столичном зале его крутили несколько месяцев подряд с утра до вечера – в общей сложности 1200 сеансов – при неизменно переполненном зале. Схожая картина наблюдалась по всему Союзу.

"С большим успехом проходит в городских кинотеатрах говорящая кинофильма "Путевка в жизнь", которую подарил народу "Межрабпомфильм" к пятнадцатой годовщине нашей революции. Показ осуществляется непрерывно при переполненных залах. Некоторые успели посмотреть картину 15-20 раз и опять встали в очередь за билетами. Все хотят посмотреть удивительную историю о тяжелом детстве подростков, оставшихся без призора". (ист. – газета "Шлях індустріалізації" (г. Николаев, УССР) от 7 апреля 1933 года)

В основе сюжета фильма лежит подлинная история создания одной из первых (1924) экспериментальных школ для беспризорников — подмосковной Болшевской трудовой коммуны имени зампреда ОГПУ Генриха Ягоды. Основателем и первым начальником этого заведения по перековке малолетних преступников являлся соратник Ягоды, начальник орготдела ОГПУ Матвей Погребинский. Собственно, и сам фильм снимался по заказу чекистов. Если это действительно так, надо отдать должное продюсерской сметке товарищей с Лубянки.

2.jpg ruskino.ru
По законам отмирающего «Великого Немого» ряд эпизодов в фильме сопровождался пояснительными титрами.

С запуском звукового кино в СССР слегка припозднились: в Голливуде первую полнометражную "говорящую" картину выпустили в 1927 году, а в Европе – в 1929-м. У нас же была своя, оригинальная технология звукозаписи на основе новаторской аппаратуры "Тагефон", разработанной инженером Павлом Тагером. Его аппарат, в частности, позволял избавляться от фоновых шумов, воспроизводить дальний и ближний звуки, а также качественно синхронизировать звучание с визуальным рядом. Нынешние критики сравнивают переход к звуковому кино через систему "Тагефон" со "скачком от кукольного театра к театру Станиславского".

Снимать "Путевку в жизнь" доверили ученику Мейерхольда, Николаю Экку (1902-1976). Это была первая в его режиссерской карьере полнометражная картина.

3.jpg kulturologia.ru
Слева – Николай Петрович Баталов (1899-1937); русский и советский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Справа – его племянник, Алексей Владимирович Баталов (1928-2017); советский актер, режиссер, сценарист; Герой Социалистического труда, народный артист СССР.

Главную роль начальника коммуны сыграл мхатовец Николай Баталов – один из любимых театральных актеров Сталина и родной дядя будущего мегаизвестного киноактера Алексея Баталова. А на роль антагониста, главаря воровской шайки Фомки Жигана, режиссер пригласил еще одного мхатовца – Михаила Жарова. К тому времени Жаров уже подписал договор на съемку в фильме "Земля жаждет", где он должен был играть комсомольца, "простого, ясного, прямолинейного парня". Но, загоревшись ролью Жигана, в последний момент переметнулся к Экку. И не прогадал. Фильм "Путевка в жизнь" станет для Михаила Ивановича еще и путевкой в большое кино: с этого момента Жаров – один из наиболее востребованных в СССР киноактеров.

4.jpg babr24.com
Открытка из популярной массовой серии «Актеры советского кино».

Рассказывает сам Жаров: "Меня публика не всегда узнавала. Однако, сыграв Жигана, я начал испытывать довольно неприятное ощущение. Стоило мне появиться в местах скопления публики, как вокруг меня образовывалась вскоре пустота. Окружающие сначала как-то испуганно глядели на меня, а потом, держась за карманы, пятились и отходили". (ист. – М. Жаров, "Жизнь. Театр. Кино", М., 1967)

Со смаком исполняемые Жаровым воровские песни  – "Два громилы" и "Не стой на льду, лед провалится", мгновенно вошли в репертуар советской шпаны. Вообще в фильме звучит довольно много песен, как уличных, так и блатных. Собственно, уже самый первый эпизод "Путевки" сопровождается закадровым исполнением знаменитой воровской "Гоп со смыком". Неудивительно, что немало зрителей специально шло смотреть "Путевку" с тем, чтобы на законных основаниях послушать запрещенные к публичному исполнению в СССР песни уголовников. В том числе по этой причине в скором времени главные идеологи советской страны надолго прикроют воровскую тему на экране.

5.jpg «Не стой на льду – лед провалится. Не люби вора, вор завалится» – лихо подпевает Жигану его подруга Лелька Мазуха. Эту небольшую роль сыграла Мария Павловна Гонта (1904-1994) – украинская поэтесса, актриса, журналистка. Близкая приятельница Маяковского, Пастернака. Недолгое время была возлюбленной Даниила Андреева, с чем связан посвященный ей цикл стихов «Янтари». Ист. фото – М. Жаров, «Жизнь. Театр. Кино», М., 1967, стр. 288-289.

Еще одна ключевая роль в "Путевке" – беспризорник Мустафа по прозвищу "Ферт". Ее в итоге доверили студенту Госкинотехникума Йывану Кырле, которого изначально брали лишь на эпизодическую роль. К слову, в эпизодах у режиссера Экка засветились еще только начинавшие в кино будущие классики – Рина Зеленая, Георгий Жженов. А в маленькой роли имярек-беспризорника дебютировал Виктор Лазарев. Это он играет в запоминающемся эпизоде, где на вопрос "А чего же ты хочешь?", чумазый шпаненок авторитетно заявляет: "Марафету, водки и девочек".

6.jpg ruskino.ru
Режиссеру Экку требовалась девочка, которая споет в фильме хулиганскую песню. Рина Зелёная подошла идеально: несмотря на то, что актрисе было уже под 30, она все еще походила на уличного мальчишку в лихом кепаре. Песню Зеленая выбрала сама: «...Юбку новую порвали /И разбили правый глаз, /Не ругай меня, мамаша, /Это было в первый раз»

Бывший малолетний хулиган из Марьиной Рощи Витя Лазарев был отдан на перевоспитание в местный Дом пионеров. Здесь-то его и разыскали киношники. После "Путевки в жизнь" Лазарев окончит театральную студию, вся его дальнейшая жизнь будет связана с Мосфильмом. По подсчетам актера, к 2006 году он принял участие в съемках 87 картин.

Рассказывает Виктор Лазарев: "Актерская профессия меня однажды, можно сказать, спасла. В наш блиндаж попал снаряд. Привезли меня раненого в медсанбат. Врач стал осматривать, и из кармашка гимнастерки выпало мое мосфильмовское удостоверение. Врач прочитал и говорит: "О, актер! Ладно, не будем тебе отнимать ногу. Попробуем спасти ...". (ист. – информационный портал Даугавпилса,  01.07.2006)

7.jpg Киноактер, фронтовик Виктор Андреевич Лазарев (1918-2007). Ист. фото – журнал «Огонёк» №25 от 25.06.2006.

"Путевка в жизнь" – это очень редкий для довоенного советского кинематографа фильм, в котором Зло остается безнаказанным: в финале картины окончательно и бесповоротно перековавшийся Мустафа гибнет от бандитской финки Жигана, при этом убийца скрывается в лесу. Объяснение этому есть: оказывается, в планах студии вынашивалось продолжение картины.

Рассказывает Михаил Жаров: "Действие второй серии, к которой готовились после небывалого успеха картины "Путевка в жизнь", должно было происходить на Беломорском канале, среди "старых знакомых", но в новых обстоятельствах. Жиган, пройдя трудный путь "перековки", становится членом общества. Вторая серия могла иметь еще больший успех, – это несомненно: фильм любили и судьбы действующих лиц зрителей волновали. Но режиссер Экк увлекся другой темой".

8.jpg kino-teatr.ru
Сыгравший Мустафу юный марийский актер Йыван Кырла в 1937 году был арестован по пресловутой 58-й и осужден к 10-ти годам лагерей. По официальным данным умер в лагере на Урале в июле 1943 года, посмертно реабилитирован в 1956-м.

Большая часть съемок "Путевки" проходила в подлинных декорациях: в Подмосковье, в Болшево, на территории бывшего барского имения, где продолжала функционировать подростковая трудовая коммуна имени Ягоды. Так что в эпизодах и массовых сценах фильма можно увидеть ее реальных воспитанников.

Генрих Ягода будет арестован в марте 1937 года, и вскоре болшевскую коммуну ликвидируют: воспитанников раскидают по интернатам, детским домам и тюрьмам, преподавателей – по лагерям. Не дожидаясь неминуемого ареста, 4-го апреля из табельного оружия застрелится ее основатель, автор изданной приличным тиражом книги "Трудовая коммуна ОГПУ" (1929) Матвей Погребинский. Человек, которого Максим Горький называл "ликвидатором беспризорности", "превосходным знатоком мира "социально опасных"". Книги Погребинского изымут из библиотек и поместят в спецхран. Равно как постараются удалить любые упоминания о Болшевской коммуне, носившей имя расстрелянного врага народа. Но "Путевка в жизнь" осталась. Разумеется, и ее можно было запросто изъять из советского проката. Что тогда делать с прокатом международным?

9.jpg ruskino.ru

Дело в том, что в 1932 году фильм советского режиссера-дебютанта Николая Экка получил один из главных призов I-го Международного кинофестиваля в Венеции, после чего был закуплен для показа в 26 странах мира. Включая такие экзотические, как Уругвай, Япония и Сирия. Почти полгода "Путевка" шла с аншлагами в Нью-Йорке, бешеной популярностью пользовалась во Франции и Германии. Вплоть до того, что члены немецкого антифашистского отряда, распространявшие в Берлине образца 1930-х листовки "Гитлер – это война", выбирали себе в качестве партийных кличек имена героев фильма: Мустафа, Колька-свисток, Васька-буза. В общем, "Путевка в жизнь" продолжила собирать кассу в послевоенные 1940-е.

Игорь Шушарин, для 47news