Он умудрился послужить двум французским и четырем российским государям, а как-то переместился принимать доклады в селе Романщино Лужского уезда.  

Двести лет назад штаб-квартира российского морского ведомства временно переместилась в самый что ни есть медвежий угол санкт-петербургской губернии – в село Романщино Лужского уезда. Сюда скакали столичные курьеры к морскому министру Ивану Ивановичу де Траверсе.

Писатель Валентин Пикуль о маркизе де Траверсе: "Моряк более кабинетный, маркиз сам далеко не плавал и другим не позволял. Он бывал спокоен, если корабли Балтийского флота в море не выходили, маневрируя в видимости Кронштадта, отчего этот район близ столицы моряки и прозвали “маркизовой лужей” (так он называется и поныне). Здесь же я сразу извещу читателя, что, умерший в 1830 году, маркиз де Траверсе еще при Екатерине II был жалован от нее добротным имением Романщина, что неподалеку от Луги..." (ист. – В. Пикуль, "Длина тени от сгнившего пня", ист. миниатюра)

Обидел Валентин Саввич маркиза. Незаслуженно обидел. Во-первых, не дело это морского министра "самому плавать", у него государственных забот по горло. А во-вторых, в молодые свои годы маркиз успел наплаваться и повоевать поболее иных морских волков. Рассказываем:

1.jpg commons.wikimedia.org
Герб маркизов де Траверсе.

Маркиз Жан-Батист Прево де Сансак де Траверсе родился в 1754 году на карибском острове Мартиника (колония Франции), губернатором которого служил его отец. Все предки Жана-Батиста были моряками, так что иного пути у парня не было – уже в 11-летнем возрасте его определили в школу гардемаринов в Рошфоре. Вообще-то туда принимали с 14-ти, но для отпрыска заслуженного губернатора сделали исключение. Французы готовили кадры для своего флота основательно – де Траверсе проходил в гардемаринах без малого 8 лет. Лишь 1 октября 1773 года ему торжественно вручили диплом о присвоении чина мичмана, подписанный королем Людовиком XV, жить которому оставалось меньше года. Далее на трон взойдет Людовик порядковый номер XVI, и при нем французскому королевскому флоту будет суждено пережить период наивысшего расцвета.

А вскоре подоспела очередная война с Англией как часть войны за независимость США: на море только Франция была способна противостоять британскому флоту, так как у американцев имелись лишь торговые суда. Молодой, перспективный морской офицер де Траверсе отправляется на войну. В декабре 1778-го, в Вест-Индии, он берет на абордаж английский корвет "Церера". Затем отличается при взятии острова Сан-Кристофер и принимает участие в решающем морском сражении, произошедшем в устье Чесапикского залива 5 сентября 1781 года. Наконец, под занавес войны маркиз со своим экипажем принудил капитулировать английский гарнизон Нью-Йорка. За эти и другие подвиги де Траверсе был награжден французским орденом Святого Людовика и высшим американским орденом штата Цинцинатти. В качестве дополнительного бонуса к штатовской награде прилагалась аудиенция у будущего президента США, генерала Вашингтона.

2.jpg gpedia.com
Чесапикское сражение

По возвращении во Францию маркиза де Траверсе произвели в чин капитана 1-го ранга. Два года спустя он будет представлен Людовику XVI, который одарит его особыми почестями – правом занимать место в королевской карете и правом участвовать в королевской охоте. В общем, жизнь и карьера до поры складывались блестяще, но… Грянула Великая Французская революция. Фамильный замок де Траверсе сожгли революционеры, над самим маркизом сгустились тучи, и лишь вмешательство старого друга, командующего Рейнской армией генерала Александра Богарне спасло Жана-Батиста от неминуемого ареста. В условиях революционной смуты и разложения флота де Траверсе, не видя себе места на родине, вместе с женой перебирается – а по сути, сбегает – в нейтральную Швейцарию. И правильно делает. Того же Богарне, скоро угодившего в опалу, Революционный трибунал приговорит к гильотине.

В сухопутной стране морской офицер прожил недолго, он принимает предложение Екатерины II перейти на службу в российский флот. И снова маркиз – все правильно сделал. При Екатерине на первых порах он получил назначение командиром галерного флота на Балтике и довольно быстро выслужил звание вице-адмирала. Следующий российский император Павел I, как известно, правил недолго, однако успел пожаловать принявшему православие, перекрещенному в Ивана Ивановича маркизу, проявившему себя в сражениях против англо-шведского флота, орден Святой Анны. А к нему – небольшое именьице в Пензенской губернии.

3.jpg prizyv.ru
Адмирал маркиз Иван Иванович де Траверсе.

Пик российской военной карьеры де Траверсе пришелся на годы правления Александра I, который сделал его адмиралом. В 1802-1809 маркиз командовал Черноморским флотом, одновременно являясь военным губернатором Херсона и Николаева, а затем Севастополя. Француз Иван Иванович строил на николаевских верфях новые корабли и занимался переоснасткой старых, укрепил Севастопольский порт,  отличился в нескольких военных экспедициях против турок, включая штурм Анапы в апреле 1807 года, когда по личной инициативе де Траверсе с моря была высажена "морская пехота" –  десант из нескольких полков егерей и казаков… Слава о российских успехах маркиза достигла Франции. Наполеон Бонапарт предложил ему вернуться на родину и принять командование флотом Республики "на любых, ему угодных условиях". Де Траверсе отправил в ответ категорический отказ: "Россия ныне и до скончания моих дней любимое мною Отечество, она помогла мне в тяжёлое время, я навсегда сохраню ей благодарность и верность!".

Александр I сей поступок оценил и в 1811 году назначил маркиза морским министром. Что и говорить, Де Траверсе досталось одно из самых проблемных в ту пору министерств: в тогдашней России почти все средства уходили на содержание, реформирование и перевооружение сухопутной армии, а финансирование флота шло по остаточному принципу. Да и то… При дворе считалось, что тратить деньги на флот, имея в союзниках Владычицу морей, расточительно. И все же благодаря новому министру худо-бедно началось строительство принципиально нового российского флота, хотя при отсутствии должного финансирования осуществить этот дерзновенный замысел было архисложно. Так, в 1812 году де Траверсе запросил у казны на реорганизацию флота 22 млн рублей, но получил лишь 17, которые в будущем секвестировали до 15-ти. Тем не менее, в одном только 1817-м с российских стапелей сошло 9 новых военных кораблей, а тремя годами ранее жители Петербурга увидел дым, поднимающийся из труб "Елизаветы" – первого в России деревянного судна с паровой машиной мощностью в шестнадцать лошадиных сил, ходившего между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Следя за возрождением русского флота, британское Адмиралтейство было вынуждено признать: "Россия, недавно утвердив себя на морях, стала вместе с Англией крупнейшей морской державой Европы".

4.jpg rsl.ru
Маркизова лужа.

Де Траверсе делал все возможное, чтобы обучение будущих офицеров русского флота не только не прекращалось, но и вышло на принципиально новый, академический уровень. В том числе с этой целью он продавил назначение начальником Морского кадетского корпуса прославленного мореплавателя, ученого и педагога, адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

Война с Наполеоном опустошила казну и скудость бюджета в первые послевоенные годы не позволяла морскому министерству планировать масштабные маневры. Тем не менее, адмирал де Траверсе настаивал, что флот не может совсем обходиться без учений: "Как бы ни обстояли дела казны, флот должен сохранять свою роль стража Финского залива и щита Санкт-Петербурга… Маневры надо проводить, пусть даже на малом пространстве, чтобы ограничить расходы".  Таким образом практическое обучение гардемаринов было организовано в восточной части Финского залива, мелководность которого сковывала маневр эскадр. Действующие и будущие морские офицеры мечтали о дальних походах, штормах и качках, а потому скучные рутинные учения в Финском заливе вызывали у них отчасти справедливое недовольство. Отсюда и пошло ироничное название этой акватории – "Маркизова лужа", западная граница которой проходит по линии Лисий Нос — Кронштадт — Ораниенбаум.  Между тем правильнее было бы считать этот термин своего рода символом компромисса – той неустанной борьбы, что Иван Иванович вел за сохранение боеспособности российского флота. Лужа лужей, но именно в бытность де Траверсе морским министром в России удалось взрастить будущих великих флотоводцев и мореплавателей. Нахимов, Корнилов, Истомин… Что ни имя, то легенда.

5.jpg big-archive.ru

Огромное внимание де Траверсе уделял и научно-экспедиционной деятельности. Никогда еще за всю историю Российской империи не совершалось столько морских экспедиций, как при Иване Ивановиче. За все ХIХ столетие их было организовано около 20, из них, за годы стояния у штурвала французского маркиза – 13. И каких! Кругосветное плавание Михаила Лазарева,  проложившего путь из Кронштадта к берегам русской Америки; кругосветная экспедиция Отто Коцебу с целью изучения арктических побережий Чукотки и Аляски; экспедиции Врангеля, Головнина, Литке, Шишмарева, Анжу… И, наконец, морской поход Беллинсгаузена и Лазарева, которые на шлюпах "Мирный" и "Восток" в 1820 году открыли Антарктиду. К слову, первый доклад об успешном завершении их экспедиции, в ходе которой состоялось открытие "Колумбову равное", Иван Иванович де Траверсе принимал уже не в столичном Адмиралтействе, а в том самом селе Романщино, с которого мы начали этот рассказ.

6.jpg fotokto.ru
Романщино. Заброшенная Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

В своей исторической миниатюре Пикуль ошибся – имение Романщино, расположенное примерно в восьми верстах от Луги, маркизу де Траверсе пожаловал Александр I, а не Екатерина II. Случилось это в 1813 году. Поначалу военно-морской министр наведывался сюда редко, доверив вести все хозяйственные дела управляющему. Но в начале 1821-го здесь, в Романщине, скончалась вторая супруга маркиза (первая умерла родами в 1796-м). Мадам де Траверсе похоронили здесь же, в Романщине, у алтарной части храма Тихвинской иконы Богоматери. После смерти любимой жены адмирал заболел, впав в депрессию, и подал на имя государя прошение об отставке. Не готовый к такому повороту событий Александр I отказал. Но, понимая состояние маркиза, распорядился временно перевести в имение де Траверсе штаб-квартиру Адмиралтейства с кабинетом морского министра. Так что уже здесь, в Романщине, Иван Иванович продолжал получать отчеты Крузенштерна, знакомился с рапортами о ходе экспедиций Шишмарева, Литке и Врангеля, заслушивал антарктические доклады Беллинсгаузена и Лазарева, и даже прорабатывал по сей день не потерявший актуальности вопрос о разделе Курильских островов между Россией и Японией. Больше того: согласно записям императорского секретаря, Александр I лично гостил в Романщине не менее десяти раз.

К концу ноября по примеру Военного министерства в Петербурге учредили должность начальника штаба Его Императорского Величества по морской части, после чего штаб-квартира Адмиралтейства вернулась в столицу. Назначенный на новую должность контр-адмирал Антон фон Моллер стал управлять морским Министерством фактически, хотя де Траверсе формально продолжал носить звание Морского министра. Лишь весной 1828-го он был официально уволен с этой должности с оставлением за ним поста члена Государственного совета и сохранением получаемого содержания в полном объеме. Три года спустя Жан-Батист Прево де Сансак, он же Иван Иванович де Траверсе, скончался и был похоронен рядом с могилой жены.

7.jpg cont.ws
Могила маркиза де Траверсе. Современный снимок.

Еще при жизни именем Траверсе назван архипелаг, открытый Беллинсгаузеном близ Антарктиды, а также небольшой островок в районе Маршалловых островов, открытый русским мореплавателем Отто Коцебу. А вот в наши дни имя "русского француза" основательно подзабыто. Да, архаичный термин "Маркизова лужа" по-прежнему в обиходе, но то слава сомнительная. Правда, буквально в прошлом году инициативная группа Всемирного клуба петербуржцев выступила с обращением назвать новую морскую набережную на намывных территориях Васильевского острова именем адмирала маркиза Ивана Ивановича де Траверсе, однако получила официальный отказ от Бюро Топонимической комиссии Санкт-Петербурга. Уважаемое Бюро сочло присвоение наименования нецелесообразным, "ввиду неудобства повседневного употребления наименования доминантного топонимического объекта, каковым будет являться новая набережная" (ист. "Родина на Неве", 25.09.2020)

Игорь Шушарин,
47news