Полковник отдал приказ. То, что следом за этим станет для СССР "инцидентом со шведским самолетом", для Швеции обернется национальной трагедией.
В скандинавской мифологии Хугин и Мунин — пара воронов, говорящих богу Одину о происходящем. На древнеисландском Huginn означает "мыслящий/мысль", а Muninn — "помнящий/память". В начале 1950-х в честь этих птиц шведы назвали два транспортника – тихоходные, но сверхнадежные DC-3 ("Дуглас"), переоборудованные для разведки на деньги Пентагона.
Эти самолеты совершали ежедневные облеты морской границы СССР на Балтике, а заодно шпионили за нашими средствами ПВО в интересах НАТО и как бы нейтральной Швеции. По нечетным дням на восток вылетал Хугин, по четным – Мунин. 13 июня 1952 года Судьба поставила на нечет.
Последняя запись в личном дневнике радиотелеграфиста, члена экипажа "Хугина", сделанная им за день до рокового вылета: "Я должен довериться кому-то. Эти полеты через Балтику рано или поздно закончатся катастрофой. Альвар (Альвар Эльмеберг, пилот Хугина. – ред.) зол на русских и хочет их подразнить. Это не удастся...". (ист. – "Тайна погибшего Ворона" / "Совершенно секретно", 15.07.2006). Запись оказалась пророческой.
Итак, 13 июня 1952 года. Между прочим, по календарю – натурально "черная пятница 13-е". В 11:05 по мск самолет шведских ВВС DC-3 "Хугин" отрывается от взлетно-посадочной полосы гражданского стокгольмского аэродрома Бромма. Экипаж – 8 человек. Для разного рода экстренных случаев на борту имеются парашюты, неприкосновенный запас и три резиновые лодки. Официальная цель полета – "учебный навигационный полет" (тренировка телеграфистов).
В свое время лицензию на производство американского самолет DC-3 («Дуглас») приобрели Нидерланды, Япония и СССР. В нашей стране «Дуглас» под обозначением ПС-84 (в дальнейшем переименован в Ли-2) выпускался в Химках на авиазаводе №84 имени Чкалова. К июню 1941 года в СССР насчитывалось 72 такие машины, а за годы войны их было произведено около 2 тысяч. Еще 700 самолетов DC-3 Советский Союз получил по лендлизу. Ист. фото – фрагмент страницы журнала «Техника молодежи» (июнь 1936 года).
12:15. Радиотехнические станции Прибалтийского района воздушной обороны приграничной линии начали фиксировать полет неопознанного самолета в 90 километрах северо-западнее Виндавы в нейтральных водах Балтийского моря с курсом на юг.
12:24. Командующий войсками воздушной обороны Прибалтийского района, Герой Советского Союза полковник Федор Шинкаренко отдает приказание: "Поднять летчика, подготовленного к полетам в сложных метеоусловиях, на самолете МИГ-15 с большими подвесными баками, выслать в море на удаление 60 километров на высоту 5000 метров. По радио лишних переговоров не вести". Ответственный дежурный по КП-336 подполковник Тютюнник назначает к вылету капитана Осинского — замполита эскадрильи. Две минуты спустя Шинкаренко дает отбой и приказывает ждать нового возможного сигнала на подъем. Новый сигнал поступил в 12:44, и почти сразу капитан Осинский произвел взлет из Тукумса (Латвия) и выдвинулся в направлении побережья между Виндавой и Либавой.
В 13:14 на высоте 6700 метров Осинский обнаружил иностранный самолет типа С-46 и запросил КП: что делать? Минуту спустя полковник Шинкаренко сформулировал: "Вам корыто". Это был условный код-сигнал, означающий, что залетного следует преследовать и уничтожить.
13:25. Шинкаренко получил по своему заказу провод телефона ВЧ и на поставленный вопрос заместителя начальника штаба по Главному пункту управления истребительной авиацией, генерала Жукова передал: "Летчик перехватил цель, атаковал ее, и есть результат. Уточню обстановку, после чего доложу лично маршалу".
Рассказывает Федор Шинкаренко:
"Так Осинский и летел за этим "Дугласом" до самого конца. Потом передает:
— Все. Окунулся!
Засекли точку. Она оказалась северо-восточнее острова Готланд.
Докладываю Вершинину (на тот момент министр авиации СССР – ред.). Тот позвонил немедленно министру обороны Василевскому, потом перезванивает мне:
— Александр Михайлович очень доволен. Молодцы!
Я сразу дал летчику команду идти не на Тукумс, а на центральный аэродром в Ригу. Там мы его встретили вместе с начальником особого отдела, опломбировали пушку, зафиксировали, сколько снарядов выпустил…
Возвращаюсь к себе. Настроение отличное. И тут звонит Вершинин:
— Что вы наделали?!
— А что такое? — спрашиваю.
— Он же упал черт знает где!
— Так мы же не виноваты, что "Дуглас" так плохо горит…
Вызывает Москва. И началось, и началось… Бог ты мой! Пошли меня таскать: почему, на каком основании, кто приказал?! Такая свистопляска: один — за меня, другой — против… Кузнецов Николай Герасимович, военно-морской министр, меня публично пиратом обозвал и потребовал немедленно судить судом военного трибунала…" (здесь и далее ист. – "Дуглас шел курсом на Восток" /АиФ, 19.06.2003)
После инцидента со сбитым шведским самолетом командующий аваицией ПВО Прибалтийского округа, участник Финской, Великой Отечественной, Корейской войн Федор Иванович Шинкаренко был переведен на аналогичную должность в Киевский военный округ. Дослужился до звания генерал-полковника авиации. Уволен в запас в октябре 1975 года. Скончался в апреле 1994 года. Ист. фото – wiki.org
14:16. С базы Хегернес шведской стороной на поиски не выходящего на связь, пропавшего с радаров DC-3 высланы два гидросамолета Catalina. Через пару часов к поискам подключились самолеты из 2-й флотилии, а также катера военно-морского флота Швеции.
Шведы искали Хугина несколько дней. 15 июня ими была обнаружена резиновая спасательная шлюпка – нераскрывшаяся, со следами пробоин, принадлежавшая DC-3. А на следующий день шведский гидросамолет Catalina был сбит в районе острова Хийума двумя истребителями МГ-15 ВВС Балтийского флота, после чего совершил вынужденную посадку на воду и затонул. Экипаж подобрало шедшее поблизости западногерманское грузовое судно.
Рассказывает Федор Шинкаренко:
"Я в это время был в Москве, мы как раз с Вершининым должны были ехать к министру обороны. Только вошел я в приемную главкома, как он сам мне навстречу:
— Министр нас принимать не будет. Там опять неприятности в твоей вотчине: моряки с тебя решили пример взять. Не сбили шведскую "Каталину", а посадили ее на воду и ранили летчиков. Западные немцы их подобрали, доставили в Хельсинки. В общем, экипаж в Стокгольме, а нашему посольству в Швеции уже окна бьют — посол сообщил, Родионов…"
Морской патрульный гидросамолёт Catalina времён Второй мировой войны, разработан американской фирмой Consolidated Aircraft Corporation. Назван в честь острова-курорта Санта-Каталина у побережья Калифорнии. Использовался в качестве пассажирского, транспортного, разведывательного, поисково-спасательного, противолодочного и ночного бомбардировщика. Ист. фото – commons.m.wikimedia.org
Важный момент: шведские граждане били стекла исключительно за "Каталину". О том, что днями ранее на Балтике исчез самолет-разведчик, шведские власти решили пока умолчать – только жены восьми человек экипажа были уведомлены о том, что их мужья пропали без вести. Но вот направленные в адрес советского правительства официальные ноты от правительства Швеции содержали требования разъяснить ситуацию вокруг инцидентов сразу с двумя шведскими самолетами. Ну да наши, не будь дураки, смекнули: раз они у себя, там, за "Дугласа" пока молчат, то и нам негоже шум подымать. Дескать, про ваш пропавший DC-3 знать не знаем, а что касается гидросамолета — да, был грех, только вы, товарищи нейтралы, сами виноваты.
23 июня Министр иностранных дел СССР Вышинский принял посла Швеции г-на Сульмана и вручил ему следующую ответную ноту: "Советское правительство имеет честь заявить правительству Швеции следующее: 16 июня с. г. в 6 часов утра шведский военный самолет нарушил государственную границу Советского Союза в районе мыса Ристена (остров Хийума). Ввиду того что шведский самолет продолжал полет над советской территорией, звено советских истребителей неоднократно требовало от шведского самолета следовать за ним для посадки на аэродром. Самолет-нарушитель не подчинился этим требованиям и открыл огонь по ведомому советскому самолету. После ответного огня передового советского истребителя шведский военный самолет ушел в сторону моря. Советское правительство заявляет протест правительству Швеции против грубого нарушения шведским военным самолетом советской границы". В принципе, примерно так оно и было. Кроме одного: десятилетия спустя выяснилось, что обстрелянная нашими Catalina была сугубо поисково-спасательным судном, вооружения на ней не имелось.
Андрей Януарьевич Вышинский. Министр иностранных дел СССР (1949-1953), постоянный представитель СССР при ООН (1953-1954). Ист. фото – amatopia.wordpress.com
Рассказывает Федор Шинкаренко:
"Дней 15 я терпел. Нервы у меня не выдерживали уже, измотался совсем. Уехал из Риги вечером в Юрмалу, думал, хоть одну ночь посплю. Но не успел лечь – звонок:
— Товарищ командующий, вас срочно по ВЧ вызывает Москва. Машину я за вами послал.
Приезжаю. На проводе – маршал Вершинин:
— Поздравляю со званием генерал-майора. Докладывали сегодня Сталину. Кузнецов требовал судить тебя, Булганин и Василевский, наоборот, очень хвалили и защищали. А Сталин ходил-ходил, молчал-молчал, трубку бил-бил, а потом и говорит:
— Ну, давайте подведем итоги. Я считаю решение товарища Шинкаренко правильным, поучительным для противника и для наших командующих. У меня только один вопрос: товарищ Вершинин, почему он полковником до сих пор ходит? Объявите ему, что он генерал…".
Понятно, что после таких событий советско-шведские отношения ощутимо ухудшились и активизировались вновь уже после смерти Сталина. В 1956 году в СССР с официальным визитом побывал шведский премьер-министр Эрландер. В ходе его личной встречи с Хрущевым, в том числе, был затронут болезненный вопрос о DC-3. Из относительно недавно рассекреченного шведского документа, посвященного этой встрече, теперь известно, что Никита Сергеевич, хотя и не признал прямо факта сбития самолета в нейтральных водах, но косвенно дал понять шведскому премьеру, что таких инцидентов больше не повторится.
А Швецию к тому времени продолжали будоражить слухи о том, что кто-то из экипажа DC-3 якобы выжил, попал в лапы к русским и угодил в "сталинские лагеря", - а значит, необходимо добиваться их выдачи Москвой. Карин Юнссон, жена одного из радиотелеграфистов, находившихся на борту сбитого "Хугина", написала эмоциональное открытое письмо в журнал "Альт": "Помогите нам внести хоть какую-то ясность в нашу судьбу! Государственная контора называет нас вдовами. Налоговые власти пишут нам письма, требуя, чтобы мужья заплатили налоги. Некоторые из нас дошли до того, что посещали гадалок и ясновидящих, поскольку власти не предоставляют документов, проливающих ясность на это дело. Большинство из нас молодые женщины. У нас есть маленькие дети, которым нужны отцы. Если кто-то из нас захочет выйти замуж, это невозможно сделать, поскольку наши пропавшие мужья числятся в живых!" (ист. – "Тайна погибшего Ворона" / "Совершенно секретно", 15.07.2006).
В 1964 году с ответным государственным визитом в Швецию приехал Хрущев. В один из дней он навестил Таге Эрландера в его летней резиденции, и шведский премьер, пользуясь случаем, поинтересовался у Никиты Сергеевича о судьбах самых известных на тот момент шведов, которые могли сидеть в советских тюрьмах и лагерях: дипломате Рауле Валленберге и возможно выживших членах экипажа "Хугина". В ответ Хрущев раздраженно высказался в том духе, что шведы уж слишком заботятся о своих отдельных гражданах, тогда как СССР потерял в недавней войне 20 миллионов жизней. Хотя сравнение, разумеется, некорректное. Учитывая, что для шведов DC-3 – это единственный сбитый в мирное время самолет, в котором погибли люди.
Кстати сказать, шведский самолет-разведчик был сбит отчасти по наводке шведского же товарища – военно-воздушного атташе в посольствах Швеции в СССР и США Стига Веннерстрема. Будучи завербованным советской разведкой, он в течение полутора десятка лет снабжал советских коллег данными о вооруженных силах стран НАТО. В 1961 году в чине полковника ВВС Веннерстрем уволился с военной службы, а два года спустя был арестован, признан виновным в 4-х случаях раскрытия гостайны и сотрудничестве с разведслужбами иностранного государства, и приговорен к 20 годам лишения свободы. Повезло, учитывая, что суд первой инстанции дал пожизненное.
Стиг Веннерстрем в зале суда (1963). Приговоренного к 20 годам 68-летнего экс-шпиона помиловали уже в 1974-м и освободили за примерное поведение. Он вернулся домой, к своей жене, в пригород Стокгольма – Дьюрсхолм. Последние годы жизни проживал в доме престарелых и умер 21 марта 2006 года, немного не дотянув до своего 100-летия. Ист. фото – wiki.org
Постепенно история с последним полетом Хугина сошла на нет и подзабылась. Новый виток интереса к ней возник в 1991-м, когда руководство пока еще СССР официально признало факт уничтожения шведского самолета, причем в нейтральных водах. Затем настал черед жеста доброй воли со стороны Швеции, которая покаялась в том, что на борту сбитого самолета действительно находилось иностранное оборудование для радиоперехвата, а сам самолет направлялся в сторону границы Советского Союза для выполнения разведывательного задания. Более того, информация, собираемая экипажем самолета, передавалась в Великобританию и США. Для многих шведов, воспитывавшихся в атмосфере полной убежденности о нейтралитете своей страны, такое заявление своего правительства оказалось перебором.
Процесс подъема останков DC-3 оказался необычайно сложен: изначально его поднимали по частям (оторвавшиеся фрагменты, отдельные предметы), но сам корпус извлекали целиком – в противном случае имелся риск повредить останки скелетов и костей, что могло затруднить процедуру идентификации членов экипажа. После того как самолет был поднят, начались работы по забору грунта с поверхности дна площадью примерно равной футбольному полю. Работы велись по уникальной технологии: куски грунта толщиной 20-30 см замораживались и поочередно поднимались на борт поискового судна. Так удалось извлечь и восстановить портфели членов экипажа, несколько удостоверений, парашюты и т.п. Ист. фото – deep sea productions
В 1998 году Швеция возобновила поиски останков Хугина. Место падения злополучного самолета удалось обнаружить лишь в июне 2003-го, недалеко от шведского острова Готска Санден. Два месяца спустя, во время подводных работ по подъему части фюзеляжа DC-3 был найден скелет пилота самолета Альвара Эльмберга, а 19 марта 2004 года в результате сложнейшей технической операции останки самолета подняли на поверхность со 126-метровой глубины. Технико-аварийное исследование поднятого со дна Балтики самолета дало следующие результаты: хвостовая часть машины разорвана на куски в результате прямых попаданий малокалиберных снарядов, выпущенных из авиационных пушек; идентифицированы останки четырех из восьми членов экипажа; в салоне отсутствуют четыре парашюта и надувная лодка. Судьба остальных четырех человек неизвестна до настоящего времени. В Стокгольме допускают, что их тела в тот роковой день могли быть выброшены на побережье эстонских островов Сааремаа или Хийумаа.
Летом 2010 года останки «Хугина» стали частью экспозиции музея шведских ВВС в
Линчёпинге. Ист. фото – deep sea productions
Рассказывает Малькольм Дикселиус (шведский журналист, участник поисковой экспедиции, автор документального фильма о последнем полете Хугина): "Самолет нашли поздно, но мы все-таки успели. Еще был жив экипаж "Каталины", жив пилот DC-3, который должен был лететь 13-го числа, но был внезапно заменен, были живы еще несколько членов группы радиоперехвата… Наконец обрели справедливость дети, внуки, вдовы. С подъемом DC-3 ответы на многие мучившие их вопросы получены".
Игорь Шушарин,
для 47news
PS: В конце 1994 года в Швеции вышла статья известного шведского журналиста, писателя, переводчика-русиста Стефана Линдгрена. Ссылаясь на рассекреченные правительственные документы и на результаты проведенного собственного журналистского расследования Линдгрен приходит к выводу, что в 1991-м советские власти намеренно оговорили свою страну, официально признав, что DC-3 был сбит над нейтральными водами, а не в воздушном пространстве СССР. По версии Линдгрена, подобное признание было дано в обмен на шведские экспортные кредиты для Петербурга и Ленинградской области. О как!