Российско-финский фильм "Купе номер шесть" взял Гран-при. Как люди, работающие со смыслами, заменили политиков, 47 news рассказала исполнительница одной из ролей в картине Юхо Куосманена, Юлия Ауг.

- Юлия, так мало хороших новостей, где Россия через запятую с другими странами Европы. Вообще нет историй, где это совместный триумф. И тут такое. Российско-финско-эстонско-немецкий проект – "Купе номер шесть" получает гран-при Каннского кинофестиваля. Давайте проговорим вслух, почему это хорошо?

- Вообще хорошо, когда появляется хорошее кино. Хорошо, когда хорошее кино побеждает на хорошем, важном, очень престижном кинофестивале. Хорошо, когда много разных стран причастны к этом фильму, к этому продукту. Очень круто, когда представители всех этих стран, делая совместное дело, делая его в любви, получают классный результат, а результат получает признание. Ну круто же!

- Вот бы у политиков так получалось.

- Ну, политики же не преследуют целью что-то делать в любви. Поэтому у них так не получится. У них другие цели и задачи. А здесь реально была задача рассказать историю любви. Сделать это всё в любви. Мы, когда всё это произошло, разговаривали с ребятами из съёмочной группы. Катя, которая была вторым режиссёром на планировании. Ральф, эстонец. Мы с ним уже ранее работали. Он тоже был вторым режиссёром на площадке на проекте "Товарищ ребёнок" (Seltsimees laps, Эстония, 2018). Мы с ним работали в Таллине. И вот он был с нами на "Купе номер шесть". И мы вспоминали после этих новостей, как каждый член съёмочной команды, реально каждый, вне зависимости от того, на каком языке он говорит, чем он занимался в проекте, был ли он актёром, или оператором, осветителем, художником, реквизитором, режиссёром, вторым режиссёром на планировании, хотел сделать историю, которая объединяет людей. Таких проектов на самом деле не так много бывает в жизни, когда ты видишь, что на площадке нет ни одного равнодушного человека.

- А почему так? Потому что все как родные, что финны, что эстонцы?

- Да нет… Это не имеет значения. Точно такая же атмосфера была на проекте "Интимные места" (Россия, 2013). Звукорежиссеры были из Латвии. Операторская команда была из Эстонии. Совершенно гениальный эстонский оператор Март Таниэль. На "Купе номер шесть" был тоже эстонский оператор - Яни-Петтери Пасси. Художник по свету на "Интимных местах" тоже был из Эстонии. Каждый человек на площадке, вне зависимости от родного языка, был вовлечён ежеминутно в обоих этих проектах. Я это видела. Очень хорошо помню, как на "Интимных местах" надо было прямо быстро-быстро переставить камеру, поменять кадр. И я видела, как продюсер подходит, берёт камеру на руки, помогает. А это не его функционал вообще! Но когда ты делаешь дело, которое важно тебе, когда ты любишь то, что ты делаешь, всё становится совсем по-другому … Это не как у политиков…

- Внешний фон стимулирует на такую общую самоотдачу?

- Я не знаю… Мне кажется, что ни сам режиссёр, ни интернациональная команда, когда мы делали "Купе", не думали о политике вообще. Никто не старался сделать продукт, отвечающий на злободневные политические вызовы. Здесь какая-то другая, очень важная история…. Не даром же действие происходит в прошлом. 90-е. Не даром же местом действия выбрана Россия. Особенно в тех местах, где оказываются герои, есть прямо мифическая былинность. Эта железная дорога, которая пролегает практически всё время в темноте, в снегах, в ветре. Мир не очень комфортный, дружелюбный. Не тот мир, в котором легко расслабиться. Мир, в котором человек в принципе испытывает опасность. Но в этом мире рождается любовь. Рождаются какие-то невероятно тёплые отношения. Тут ещё очень хорошо надо понимать, что мы снимали этот фильм на самом краю начала пандемии… Это тоже очень важно…

- Было предчувствие чего-то тёмного и непонятного в завтра?

- Не могу сказать, что это было предчувствие. Напротив, мы понимали, что надвигается локдаун. Уже понимали. Схлопывались уже границы. Мы понимали, что скоро прекратят какие-либо движения. И мы очень торопились доделать фильм, чтобы успеть. Много людей из разных стран. Очень трудно потом было бы собрать всех вместе. Это не было предчувствием. Но это была работа с новыми вызовами. Несмотря на все эти сложности, страстное желание доделать, успеть. Мне кажется, что всё вместе это и позволило сделать фильм, который получился.

orig.jpg

Фото – СТВ

- Продюсер фильма Наталия Дрозд мне рассказывала накануне фестиваля, что был риск остановки проекта. И если бы не придумали, как доснять финальные сцены, никаких Канн бы не случилось…

- Да! Об этом и говорю. Как-то всё успели… Иногда возникает такое ощущение, что вокруг тебя Сталинград. Все рушится, горит, бои, ужас, выжить невозможно… А тебя как будто что-то через весь этот рушащийся мир проносит. Делаешь про любовь с любовью. Простая формула. Но она работает.

- Герои фильма - русский шахтёр и финская студентка, которые оказываются в одном купе. История ведь про искусственное ограничение людей пространством. Так может вырасти любовь?

- Они могли бы разойтись. Там даже сюжетно есть момент, когда герой Юры Борисова (персонаж Лёха, русский шахтёр – ред.) платит мне деньги, чтобы я никого в это купе не пускала. А героиня Сейди Хаарла (персонаж Лора, финская студентка – ред.) покупает на вокзале билет в несуществующий вагон. Так бывало в 90-е…

- Сотрудники железных дорог не очень себя хорошо вели. И вы, как проводница, тоже?

- Как проводница я веду себя абсолютно естественно. Для того времени. И Сейди, купив билет в несуществующий вагон, оказывается подсаженной мной в этот вагон. Она попадает к Юре в купе. Он сначала возмущается. Требует переселить его. А я говорю, что переселю, но он сам потом отказывается. Остаётся. Нельзя сказать, что они заперты вместе насильно. Да, они оказались в таких обстоятельствах. Но потом не захотели разойтись, хотя возможность была.

- Отличный образ настоящего. Мы заперты в хитрых обстоятельствах. Самое врем вспомнить про любовь, но всё больше совсем другого вокруг.

- Именно поэтому так важен этот фильм. Потому что любовь оказывается той самой пружиной, которая движет сюжет. Которая его раздвигает. Двигает вперёд всю историю. Если нам удастся вспомнить про то, что мы друг к другу, к этому миру, окружающему нас пространству, можем относиться с любовью, начнём относиться с любовью, то ещё какой-то шанс у нас спастись есть. У меня сейчас ни в коем случае ни упаднические, ни апокалиптические настроения, нет. Но всё то, что наблюдаю и анализирую, говорит о том, что мало того, что мы в обстоятельствах, которые калечат, мы, люди, сами так реагируем на эти обстоятельства, что ведём нашу цивилизацию к гибели… И в этом смысле "Купе номер шесть" очень вовремя. Спасительный месседж мироздания.

- Как вы попали в проект? Вы человек, который известен своей откровенностью и открытостью происходящему вокруг, в проекте, который так резонирует с тем же настоящим.

- Всё было очень просто на самом деле. Есть в Москве такой совершенно замечательный кастинг-директор – Владимир Голов. Он делает кастинг на самые прекрасные проекты, которые создаются не только в России. Мы с Вовой работали на "Интимных местах", он был кастинг-директором на "Лете" Кирилла Серебренникова. Понятно, что земля слухами полнится. И вот Володю пригласили кастинг-директором на "Купе номер шесть". И оказалось, что режиссёр Юхо Коасманен знал меня, как актрису. И именно он Володю попросил нас с ним связать. Юхо хотел, чтобы я сыграла эту роль. Не было так, что меня предложили режиссёру. Нет. Он видел меня в моих работах, в том числе в эстонском проекте "Товарищ ребенок".

- Как вы взаимодействовали? Юхо же не говорит по-русски.

- Ну, он говорит по-английски. Я по-английски говорю плохо. Но нормально понимаю. А во-вторых, на съёмочной площадке был второй режиссёр, который очень хорошо говорит по-русски. И он хорошо переводит с английского, с эстонского. Если что-то было непонятно, он очень круто и точно переводил. Но в принципе, и это было не нужно, потому что Юхо – очень внятный. Он даёт очень конкретные задачи. Поскольку английский язык тоже очень действенный, режиссёр давал задачи, которые было просто выполнить. Для меня это не сложно. Я же вчера прилетела из Эстонии. Опять была интернациональная команда (смеётся). У нас был венгр оператор, который специально, чтобы работать в Эстонии, выучил эстонский язык. У нас была девочка эстонка, режиссёр, которая выучила русский язык, чтобы взаимодействовать с русскими актёрами. Был француз скрипт-супервайзер, который следил за тем, чтобы хватило кадров на монтаж. Он тоже говорил и по-английски и по-эстонски и немного по-русски. Классная команда. Это мы снимали "Вдаль". А в конце марта я опять же снималась в Эстонии ещё в одном совместном проекте "Минск" Бориса Гуца.

- Но ведь не каждый совместный международный проект может получить поддержку от российских властей. Фильм о событиях прошлого августа в Минске не получит. Об этом автор фильма писал. То есть, дело далеко не только в профессионалах из разных стран, которые вместе делают что-то с любовью?

- В "Купе номер шесть" есть лесбийская любовь. И это тоже не очень сочетается с линией нашей партии. Фильм Бои Гуца очень остро, резко и болезненно политический. Он не просто говорит о какой-то ситуации. Он говорит о том, что было совсем недавно. Что происходит прямо здесь и сейчас. Никуда ведь не ушло то насилие, о котором Борис снял кино. И Белоруссия – это зона очень важная для нашего президента сейчас. То есть фильм остро политический здесь и сейчас. Поэтому, конечно, в России запретили это снимать. И уже запретили выдавать прокатное удостоверение. То есть не просто не поддержали, а запретили снимать. Но поддержали эстонцы. Немного другая история. Остро социально-политическая. А "Купе" без острой социальной политики. Хотя есть то, что совсем не одобряется… Но живые люди выживут.

- В целом количество наград русским в Каннах какое-то небывалое в этом году…

- Гран-при в программе "Особый взгляд" получила прекрасная девочка, ученица Александра Сокурова, Кира Коваленко за работу "Разжимая кулаки". "Купе номер шесть" - гран-при. Там есть продюсер Рийна Сильдос с эстонской стороны, с которой был сделан тот же "Товарищ ребёнок", которого я постоянно вспоминаю сейчас. Наталия Дрозд – продюсер с российской стороны. Она не первый раз делает такую ко-продукцию. Она в принципе работает с эстонской стороной. Она развивает это направление. Гран-при – это очень круто. И Влад Опельянц, который получил премию высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля за лучшую операторскую работу в фильме Кирилла Серебренникова "Петровы в гриппе". Ну круто же!

- Есть в этом что-то, кроме разборок профессионалов? О чём это говорит?

- Это говорит о том, что все разговоры про то, что российское кино в ж..., которые велись уже много лет, надо прекращать. Российское кино, особенно в последние несколько лет, выдаёт очень крутые результаты. Российское кино – очень крутое качественное кино. Мы не просто можем быть представлены на кинофестивалях класса "А", а мы можем быть представлены там в нескольких программах, в "Особом взгляде", в основном конкурсе несколько русских фильмов. Политика – политикой. А люди, которые занимаются кино, театром, музыкой, живописью, драматургией, то есть люди, которые работают со смыслами, эмоциями, не материальным продуктом, на самом деле и осуществляют те важные человеческие международные связи, которые разрушают политики. У меня есть эстонский продюсер, с которым я сотрудничаю уже несколько лет, Мерт Мелс. Он занимается эстонским свободным театром. У него есть проект "Свободная сцена". Так вот, несмотря ни на что, ни на политику, ни на ковиды, ни на локдауны и прочее, Мерт привозит из России режиссёров для того, чтобы они ставили в Эстонии спектакли. Даже в самое сложное время, прямо сейчас, в августе 2021 года, он привозит из России театральные коллективы на международный театральный фестиваль. Это очень сложно. Но он это делает. Потому что считает, что если не вот эти люди, которые работают со смыслами, которые обращаются к душе человеческой, к сознанию человеческому, не те люди, которые задают вопросы прямо здесь и сейчас, тогда уже никто нас не свяжет. Тогда никто уже нам не поможет. Сейчас именно мы можем делать то, что не получается у политиков.

P.S. Российский прокат фильма "Купе номер шесть" начнётся 28 октября 2021 года.


Николай Нелюбин,
47news