Начальник петербургской полиции Кокошкин в своей жизни проваливался и падал с большой высоты дважды. Второе падение стоило ему жизни.

Когда министр внутренних дел Перовский сообщил Николаю I о том, что обер-полицмейстер Кокошкин "сильно берет взятки", государь лишь отмахнулся: "Да знаю я, знаю... Но я сплю спокойно, пока он обер-полицмейстером в Петербурге". Этот исторический анекдот, запущенный в обиход разбуженным Герценом и для пущей убедительности подкрепляемый его же фразой: "служил и наживался так же естественно, как птицы поют", стал для бравого генерал-адъютанта каиновой печатью. В несметных публикациях, повествующих о лихоимстве и взяточничестве в царские времена, персоналия ушедшего из жизни 160 лет назад Кокошкина неизменно соседствует с хрестоматийными казнокрадами уровня Меншикова. Да, разумеется, Сергей Александрович брал, но не только лишь этим он матери-истории ценен. Беремся выступить в защиту.

1.jpg битва под Лейпцигом или Битва народов (16-19 октября 1813 года) стала крупнейшим сражением в череде Наполеоновских войн, равно как и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции/фото meisterdrucke.ru

Не желая просиживать штаны в архивных юношах, в 16-летнем возрасте Кокошкин поступает портупей-прапорщиком в лейб-гвардию Преображенского полка. Через год начинается Отечественная война. За мужество, проявленное на Бородинском поле, Кокошкина производят в прапорщики; он участвует практически во всех знаковых сражениях с французами, включая Битву народов, и завершает победоносную войну в Париже. После войны карьера стремительно идет в гору: флигель-адъютант (1820), полковник (1823), помощник начальника Главного штаба Его Императорского Величества по военным поселениям (1828). В 1830 году Кокошкина посылают в Поволжье, на борьбу с холерой, и по итогам этой командировки его зачисляют в Императорскую свиту. Сергей Александрович получает чин генерал-майора, а с ним должность петербургского обер-полицмейстера.

Злые языки уверяли, что блистательная карьера Сергея Александровича состоялась не без участия "родного человечка" (по Грибоедову). И то сказать: его сестра в те годы была женой главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий Петра Клейнмихеля ("Папаша! Кто строил эту дорогу?.. Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!"), а сам Кокошкин в начале 1820-х обвенчался с Ольгой Резановой – осиротевшей дочерью действительного камергера Императорского Двора Николая Резанова, семейству которого покровительствовал сам Государь.

Если кто не в курсе, Резанов – это тот самый руководитель первой кругосветной экспедиции Крузенштерна; исторический персонаж, чья любовь к дочери коменданта Сан-Франциско послужила сюжетом для рок-оперы "Юнона и Авось".

За женой Кокошкин взял фамильное имение, мызу Анненское, раскинувшуюся на берегу Мойки в месте ее впадения в Неву. Правда, не той Мойки, что к тому времени была одета в гранит, а ее тезки в Шлиссельбургском уезде. Второй женой Кокошкина станет княжна София Хованская, дочь бывшего Симбирского губернатора. Так что, по всему, злые языки не на пустом месте возникли.

2.jpg Ольга Николаевна Кокошкина, в девичестве Резанова (1802—1828). Умерла родами на восьмом году супружеской жизни/ru.wikipedia.org

На первом году полицейской службы Кокошкину пришлось вновь укрощать холеру. (подробнее – читайте в материале 47news). Далее схожих по масштабу чрезвычайных ситуаций, в бытность его столичным обер-полицмейстером, не случалось. Если не брать в расчет страшный, продолжавшийся больше суток пожар в Зимнем Дворце в декабре 1837 года, при тушении которого он чуть не погиб: загоревшийся под ним пол провалился, Кокошкин, рухнув вниз, пролетел полтора этажа и упал на груду обломков. Его быстро обнаружили, вынесли на морозную Дворцовую площадь и уложили приходить в себя на один из спасенных царских диванов.

3.jpg peterburg-tour.ru

Что же касаемо взяток… В ту пору на российскую полицию, помимо профильных обязанностей, были возложены еще и судебные, хозяйственные и некоторые финансовые функции. Так, в частности, в компетенцию обер-полицмейстера входил надзор за возводимыми в городе постройками - чтоб никаких отклонений от генплана, тогда с этим было строго. И именно на строительных подрядах Кокошкин сколотил серьезное состояние: Сергей Александрович устраивал подобие конкурсов на право начать строительство, а затем, уже в процессе застройки, пересматривал сметы в сторону увеличения. Грубо говоря, организовывал тендеры и получал откаты. Но, согласитесь, персональные негоции господина полицмейстера это такая, в сущности, мелочь, в сравнении со "спокойным сном" государя-императора?

4.jpg бравый генерал, герой войны 1812 года Сергей Кокошкин/ru.wikipedia.org

"Об обер-полицеймейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но, между прочим, утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом, а при этом "умеет сделать из мухи слона, но также легко умеет сделать из слона муху". Кокошкин в самом деле был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе, но он иногда мироволил шалунам и добрым весельчакам из военных, а таких шалунов тогда было много, и им не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще он много мог и много умел сделать, если только захочет..." (ист. - Николай Лесков, "Человек на часах", 1839)

Весной 1847 года в Харькове умирает малороссийский губернатор Николай Долгоруков и Николай I решает посадить в освободившееся кресло Кокошкина. Сохранилась напутственная фраза государя: "Вытащи мне Харьков из грязи!" - и Кокошкин, помолясь, отправился вытаскивать.

К слову, вот вам еще одна характерная примета той эпохи: в предсмертном письме к императору Долгоруков покаялся, что стесненные обстоятельства вынудили его прикоснуться к проходившим через его руки казенным суммам, и что таким образом он употребил на свои нужды 43 тысячи рублей серебром.

5.jpg Помимо обязанностей малороссийского генерал-губернатора, Кокошкин исполнял роль попечителя Харьковского университета. Однажды к нему, как к попечителю, обратилось руководство вуза за разрешением открыть на физико-математическом факультете новый курс - "Коническое сечение". Но Сергей Александрович отказал, сославшись на то, что подобный курс "гораздо приличнее и удобнее открывать в ветеринарном заведении"/the-past.inf.ua

Между тем на Украине - в Харькове, Полтаве, Чернигове память о генерале Кокошкине, развившем на территории Малороссии бурную градостроительную деятельность, хранится до сих пор. Как свидетельствует дореволюционный харьковский бытописатель, "конец сороковых и первая половина пятидесятых годов было временем генерал-губернаторства Кокошкина. При нем строительная деятельность в Харькове, отличавшаяся до тех пор относительно скромными размерами, приобрела какой-то лихорадочный характер. Генерал-губернатор, стремившийся создать из Харькова вполне благоустроенный город, не останавливался ни перед расходами, ни перед затруднениями, какие испытывало население при осуществлении его планов". Далее – несколько цитат от современников, историков и мемуаристов о малороссийском периоде жизни Сергея Александровича:

  • "Назвать этого управленца местным Петром I не будет большим преувеличением".
  • "Во время своей полицейской служебной деятельности он прослыл за очень дельного и расторопного полицмейстера, умевшего открывать самые неуловимые причины весьма пикантных историй, делал неожиданные для всех разоблачения и т п. Любовь к полицейским порядкам, преданность к полицейской службе так сильно вкоренились в нем в этот петербургский период его жизни, что не покидали его и в чине генерал-губернатора".
  • "Самодур, но человек аккуратный и хозяйственный".
  • "Избавиться от выполнения генерал-губернаторской воли нельзя было даже при помощи и тех средств, коими наш человек привык отвращать надвигающуюся на него беду: не помогала даже взятка полиции, потому что Кокошкин, не полагаясь на полицию, сам следил за тем, чтобы его приказы исполнялись, и строго взыскивал с полиции за потачку обывателям".
  • "Он не верил в честность людскую, полиция для него было единственное священное место".
  • "Ежеутренне город узнавал, что отправлен в отставку квартальный или уволен думский писарь, или получил выговор секретарь, а то и генерал-губернатор лично сделал внушение городскому голове Рыжову и пригрозил гауптвахтой".
  • "Откупиться от Кокошкина так никому и не удалось: взяток он не брал. Практичные харьковчане пришли к единственно возможному выводу: видимо, Сергей Александрович набил свой карман еще в Питере".

Кокошкин руководил Малороссийской губернией вплоть до февраля 1856 года, когда в стране была проведена очередная административная реформа, и должность генерал-губернатора была упразднена.

После Сергея Александровича возвернули в Петербург, произвели по совокупности заслуг в сенаторы и в генералы от инфантерии и назначили новым местом службы необременительный департамент Герольдии. В коем Сергей Александрович и состоял вплоть до своей кончины 11 августа 1861 года. Пресловутая страсть к "строительным работам" его в итоге и сгубила: Кокошкин погиб в результате несчастного случая, оступившись на подмостках возводившегося в столице здания, куда он забрался исключительно из любопытства. По другой версии – провалился в ров, вырытый для укладки водопроводных труб на одной из улиц Петербурга.

6.jpg Сергей Кокошкин был похоронен на кладбище при церкви Тихвинской Божией Матери в селе Анненское рядом с первой женой и дочерью Софией, умершей в 14-летнем возрасте. По свидетельству искусствоведа Николая Врангеля, к началу ХХ века в Анненском от старины «осталась лишь маленькая хорошенькая церковь при старом кладбище да покосившийся неприветливый Кокошкинский дом…» В годы ВОВ в ходе ожесточенных боев и само село Анненское, и его кладбище будут стерты с лица земли/etomesto.ru

Сын своего Времени. Классический служака. Кабы мстительный Герцен не припечатал его в своих мемуарах "Былое и думы", кто знает, может, и память о нем сохранилась бы другая.

Игорь Шушарин,
47news