Сутки хватило официальной прессе, чтобы из боевого коммунистического листка мимикрировать под рупор свободы. Начали с простого — убрали звёзды и лозунги. 47news показывает метаморфозы.

Накануне 30-летия "августовского путча" в руки 47news попала подборка газеты "Известия" - на тот момент официального органа Верховного Совета СССР. Сегодня читать то издание неуютно — на полосах, как правило, сплошные передовицы и прочие "битвы за урожай". Однако 47news заметил одну особенность, говорящую о том, что и такая неповоротливая структура как советская пресса показала признаки жизни. Сейчас бы сказали - "переобулся в воздухе".

Что называется, следите за рукой.

20 августа газета рассказывает, что было накануне. Публикует "Обращение к советскому народу" за подписью Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР, где до граждан Союза доводится информация о введении чрезвычайного положения. Рядом Указ о том, что исполнять обязанности президента страны будет Геннадий Янаев, так как Горбачёв нездоров. Чуть ниже обращение и.о. к главам государств, правительств и генеральному секретарю ООН.

"Шапка" издания пышет советскостью. Над узнаваемыми литерами "Известий" на пятнадцати языках в три строчки повторяются интернационалистский лозунг-наставление "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Справа государственный герб Советского Союза работы художника Дубасова. В левом верхнем углу награды газетчиков: Орден Ленина — с вождём, Орден Октябрьской революции — с "Авророй", Орден Трудового Красного знамени — с кумачом.

На следующий день, 21 августа, подача повторяется. Орденоносные "Известия" выходят с гербом, многократно повторённым лозунгом и наставлением сохранить целостность государства.

Утром 22 августа, когда уже было известно о провалившейся попытке госпереворота, "Известия" всё ещё в советском антураже, но на первой полосе уже фотография Ельцина и митингующей толпы. В глаза бросается заголовок "Реакция не прошла!", а под ним пояснения: "До сих пор "Известия", не попавшие, как известно, в "черный список" запрещённых изданий, ограничивались публикацией официальных сообщений и информации о происходящих событиях... Но сегодня, предваряя публикацию сообщений из Москвы, Ленинграда и других регионов Союза, мы считаем долгом высказать и свое, известинцев, отношение к происходящему..."

Уже в пятницу, 23 августа, "Известия" убирают со своего "лица" и герб Союза, и ордена, и лозунг про объединение пролетариев. Рядом слова американского президента Джорджа Буша про то, что путчисты недооценили народную мощь. В следующем номере ситуация повторяется. Советских символов нет, зато мастодонт советской журналистики и спичрайтер генсека Брежнева Александр Бовин задается вопросом "Победа! Что дальше?".

В 90-е годы советские ордена на первой полосе "Известий" то появлялись, то вновь исчезали.

Так провал попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 года и курс на независимость запустили процесс разрыва с советским прошлым, выраженного в символах. В утиль с таким же энтузиазмом отправилось всё краснозвёздное, октябрьско-революционное.

Александр Калинин,
47news