Будучи фантастическим актером, Хрущев снисходительно сказал Монтану: "Вы так сентиментальны!". 47news вспоминает, как мировая знаменитость повернулась лицом к коммунизму и чем ответил СССР.
В 1956 году, незадолго до смерти, отчаявшийся великий Вертинский отправил письмо в министерство культуры СССР: "Обо мне не пишут ни слова. Газетчики говорят: "Нет сигнала". А между тем я есть! Меня любит народ!.. Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!.. У меня мировое имя… Но я русский человек! И советский человек. И я хочу одного - стать советским актером. Для этого я и вернулся на Родину… Почему я не пою по радио? Разве Ив Монтан, языка которого никто не понимает, ближе и нужнее, чем я?.."
Минкульт не ответил. Там как раз были заняты подготовкой гастролей Ива Монтана. Этой, грубо говоря, идеологически выдержанной, иноязычной, а главное – модной копии Вертинского. В том, что именно Монтан стал одним из первых деятелей капиталистической культуры, перед которыми после смерти Сталина Москва приподняла железный занавес, нет ничего удивительного. По советским меркам анкета у француза была исключительно благонадежна.
Александр Николаевич Вертинский. (1889, Киев – 1957, Ленинград). Фото советского периода. Еще одна цитата из письма Вертинского замминистра С.В. Кафтанову: «Как стыдно ходить и просить, и напоминать о себе... А годы идут. Сейчас я еще мастер. Я еще могу! Но скоро я брошу все и уйду из театральной жизни... и будет поздно. И у меня останется горький осадок. Меня любил народ и не заметили его правители!..» Ист. фото - kyivpastfuture.com.ua
Иво Ливи родился ровно век назад: 13 октября 1921 года, в Тоскане, недалеко от Флоренции, в семье католички и работяги-коммуниста. После прихода к власти Муссолини семья перебралась во Францию, родители и их дети получили французское гражданство. Иво рано начал трудиться: сначала служил мальчиком на побегушках в парикмахерской сестры, затем устроился рабочим в доки Марселя. По вечерам подрабатывал сольным пением в кинотеатрах и клубах, выступая под сценическим псевдонимом Ив Монтан: "Ivo, monta!" - так, по словам артиста, в детстве мать звала его домой, когда он играл на улице.
Во время войны 20-летнему Монтану пришлось несладко. Попадал он и под фашистские облавы, и батрачил на фермах, отбывая трудовую повинность перед Рейхом. Однажды едва не угодил в концлагерь за мнимое еврейство – повезло, немцы оказались исключительными бюрократами: в нацистском справочнике еврейских фамилий имелась фамилия "Леви", а вот "Ливи" не было. Так что, изрядно помурыжив, парня все-таки отпустили.
Перебравшись в 1944-м в Париж, Монтан начинает выступать в столичных мюзик-холлах, барах, ночных клубах. На одном из концертов его примечает примадонна Пиаф и тотчас берет под опеку: устраивает парню гастроли, подбирает репертуар, выступает дуэтом. Ну и делит постель. В 1946-м любовники расстаются. В том же году Монтан дебютирует в кино, снявшись у легендарного Марселя Карнэ во "Вратах ночи". Фильм большого успеха не имел, зато прозвучавшая в нем в исполнении Монтана песня Les Feuilles mortes ("Опавшие листья", англ. Autumn Leaves) стала популярнейшим джазовым стандартом. Ее и по сей день регулярно записывают на разных языках по всему миру.
Кадр из фильма «Врата ночи» (1946). Ист. фото - movieforums.com
Вопреки бытующему мнению Ливи-младший не был коммунистом с партбилетом, но взгляды отца долгое время разделял и всю жизнь был политически активен. В 1940-е Монтан эксплуатировал образ "поющего пролетария": герои его песен — дальнобойщики, солдаты, чистильщики обуви, рабочие. Эта фишка, вкупе с почти пролетарским происхождением, делали певца исключительно полезным для Французской компартии (ФКП), использовавшей его выступления во время различных массовых мероприятий. Заметим, что тогдашняя ФКП входила в коалицию левых политических партий и движений "Народный фронт", которая в первые послевоенные годы являлась значительной политической силой.
Ив Монтан и Эдит Пиаф – счастливые любовники 1944-1946. Кадр со съемок фильма «Звезда без света» (1946). Ист. фото - virtual-history.com
К середине 1950-х Монтан - звезда уже мирового уровня. У него за плечами внушительная дискография, главная роль в фильме "Плата за страх" (гран-при Каннского фестиваля 1953 года), а рядом – очаровательная французская актриса Симона Синьоре, которая из-за любви к шансонье развелась с мужем-режиссером и отказалась от предложений в Голливуде. В СССР песни Монтана сделались известны во многом благодаря главному в стране кукольнику, лауреату Сталинской премии Сергею Владимировичу Образцову. Посетив в Париже концерт артиста, Образцов тут же пополнил ряды его фанатов и по возвращении в Москву пробил на радио серию передач, посвященных французскому шансонье. Осенью 1954-го вся советская страна влюбилась в шикарный задушевный голос, исполнявший "Опавшие листья" и C"est si bon! (Как хорошо), перетолмаченную на русский манер в "О-сэ-си-бо!".
В 1956-м Ив Монтан запланировал масштабное гастрольное турне по странам Восточной Европы, намереваясь стартовать с Советского Союза. Но тут некстати грянуло Венгерское восстание, продемонстрировавшее всему миру, что СССР готов силой поддерживать выгодные ему коммунистические режимы. Всего через 11 лет после освобождения Будапешта от нацистов, на его улицах снова появились советские танки. Таким образом заурядные заграничные гастроли стали приобретать ярко выраженную политическую окраску. Добрый знакомый Монтана и Синьоре, французский писатель и философ Жан Поль Сартр саркастически сочувствовал звездным супругам: "Если вы поедете, то поощрите русских, если не поедете — поощрите реакционеров". Многие во Франции требовали, чтобы Монтан манкировал гастроли в СССР, но в итоге артист прежнего решения не изменил, за что общественность подвергла его резкой критике, а продюсер фильма "Монпарнас, 19" отказал ему в роли художника Модильяни, отдав ее Жерару Филиппу… Понятно, что при таких политических раскладах в Советском Союзе французской паре оказали самый радушный приём.
Ну да и сам Монтан выкладывался по полной, делая по 2-3 концерта в день, причем не только в концертных залах, но и в самых неожиданных местах. Например, в цеху АЗЛК, где пел перед рабочими, стоя на двух сдвинутых кузовах грузовиков. Очевидцы вспоминают, что в своем традиционном костюме – коричневых брюках и рубашке, Монтан смотрелся неожиданно, великолепно, сексуально и прочая.
Рассказывает Жан Татлян, популярный советский эстрадный певец 1970-х: "Ив Монтан был мой кумир! Он приехал в СССР в 1956 году, и я, хорошо помню, сидел у чёрно-белого телевизора и смотрел, не отрываясь - как он на сцене держался без всяких понтов. А как пел - это было потрясающе… Вот сегодня у меня иногда спрашивают: почему вы выступаете в таком цивильном костюме, при галстуке, всегда в берете, - нет чтобы нарядиться в парчу, золото. Я объясняю, что такой мой образ - это и есть классический шансонный стиль. Ведь все легенды мирового шансона традиционно выходили на сцену без всякой помпы, потому что они нутром брали зал, а не скачущим вокруг кордебалетом… ".
(ист. – "Новое время" (Ереван), 14.07.2016)
Ив Монтан, Симона Синьоре, Аркадий Райкин и Леонид Утёсов. Дружеская творческая посиделка в Москве. Ист. фото - leonid-utesov.ru
Ну а 19 декабря, после выступления в Концертном зале имени Чайковского, Монтана и Синьоре пригласили на организованный за кулисами фуршет. Он же - ужин в тесной компании высших руководителей советской страны: Хрущёв, Булганин, Микоян, Маленков, Молотов... В ходе застолья Хрущёв поинтересовался: не было ли у артиста проблем с поездкой в СССР? Монтан честно признался, что были, так как после ввода советских войск в Венгрию, отношение к Союзу на Западе ухудшилось. Никита Сергеевич немедля затеял ликбез и в свойственной ему манере эмоционально разъяснил, почему было необходимо "подавить венгерскую контрреволюцию". В ответ Монтан выказал сомнение: "Может, народ счел себя вправе потребовать большей свободы в обещанном вами новом социализме, а вы этого не поняли?" Хрущёв истерично парировал: "Это вы ничего не понимаете!". Между тем Монтан продолжал: "Нас шокировал образ Красной Армии, стреляющей на улицах Будапешта. … Мы бы не хотели, чтобы наш приезд был истолкован как одобрение репрессий против венгров". Хрущёв, который, со слов Синьоре, был "фантастическим актером", в ответ лишь усмехнулся: "О, вы так сентиментальны!" "Да", — подтвердил Монтан. (ист. – журнал "Вестник" (США), 21.07.2004) Пикировка с первым лицом в СССР проходила по разряду неслыханной дерзости. Но отдадим должное Хрущёву: он совладал с эмоциями и пригласил его с супругой на кремлевский новогодний банкет.
Рассказывает Надежда Нечаева, внештатный переводчик Министерства культуры СССР в 1950-е годы: "Cледующее мероприятие, на которое нас пригласили, было грандиозным: встреча Нового года в Кремле. ... А в три часа утра Хрущев и Булганин пустились отплясывать "барыню". Это происходило на небольшой свободной площадке у входа в зал, то есть довольно далеко от нас. Мы поспешили подойти поближе, но не смогли пробраться через плотное кольцо зрителей, хлопавших в ладоши и подбадривавших плясавших веселыми возгласами. Симона не выдержала и встала на стул, а затем и на стол со словами: "Ну где еще такое увидишь?" (ист. – журнал "Огонёк", 16.05.2004)
Современная обложка к DVD фильма «Салемские колдуньи» (1957), главные роли в котором сыграли Монтан и Синьоре. Ист. фото - imdb.com
Пока Монтан с женой кутили в Кремле, ленинградские поклонники шансонье всю новогоднюю ночь простояли в очереди за билетами. Ленинград был промежуточным пунктом гастролей французов – далее они собирались в Киев. К слову, билеты на концерты француза стоили баснословно дорого: около 200 рублей, а с рук – в 2-3 выше. Так что в зимние дни 1957-го песню "Далекий друг" острословы переделали и распевали на новый лад:
"Когда поет в Москве Монтан, опустошается студенческий карман".
В Ленинграде Монтан и Синьоре поселились в "Астории". Помимо концертов и стандартного туристического набора (Эрмитаж, "Аврора", Дом пионеров в Аничковом), шесть дней их пребывания были заполнены бесконечными встречами на предприятиях. И везде – неизменный, ошеломляющий успех. Такое они видели только в СССР.
О том, чего артисты не видели, им сообщали телеграммы. К примеру, что в далекой Сибири родился мальчик, которого назвали Ивмонтан, а новорожденных двойняшек нарекли Симоной и Ивом.
В 1963 году Монтан и Синьоре второй раз посетили Москву, теперь – в качестве почетных гостей Московского Международного Кинофестиваля. К тому времени Ив не только снялся за океаном с Мэрилин Монро, но и закрутил с ней любовную интрижку. А Симона стала одной из немногих французских актрис, удостоившихся «Оскара» за главную женскую роль. Ист. фото - russiainphoto.ru
Далее у Монтана и Синьоре последовали гастрольные Польша, ГДР, ЧССР, Румыния, Болгария, Югославия и пострадавшая от "Старшего Брата" Венгрия. Несмотря на неизменно восторженный прием, Монтану удалось увидеть своими глазами, что представляет собой так называемый социализм с человеческим лицом, и узнать о многом неприятном, с ним связанным, о чем он и понятия не имел в Париже. Так началось болезненное расставание артиста с коммунистическими иллюзиями.
В 1968-м, после подавления восстания в Чехословакии, Монтан выступил с острой критикой Кремля, и советская пресса больше уже не называла его "другом СССР". А после того как артист снялся в фильме "Признание" (1970), в основе сценария которого лежали свидетельства чехословацкого коммуниста-диссидента, шансонье и вовсе записали в антисоветчики. На трансляцию записей Ива Монтана по радио и ТВ наложили запрет, а его пластинки изъяли из каталога фирмы "Мелодия". На долгие два десятка.