Документальные рассказы про нутро Тихвина "бунташного века" - вне конкуренции на главном конкурсе студентов-историков. Дела прошлые, но всё как у нас.
Лучшим во влиятельном интеллектуальном конкурсе "Битва истфаков" стал 20-летний петербуржец Виталий Клейменов. Студент местной "вышки" убрал оппонентов своим науч-поп-лонгридом с близким 47news названием "Бандитский" Тихвинский посад: бытовые конфликты 2-й половины XVII века".
Сверстанный по современным интернет-стандартам материал, конечно же, в зачине содержит и цель, и задачу, и актуальность, а завершается положенными выводами, но его костяк — это пять историй из повседневной жизни примонастырского городка на реке Тихвинка из 60-х - начала 70-х годов XVII века. Они увлекательны своей исторической обыденностью. В них рваные кафтаны, дружинники, разбитые гусли, челобитные архимандриту, палки-"ослопы" и кистеня, приказные слуги и целовальники, сквернословия "бунташного века" и даже песня с уникальным названием "Кумушка черепаха".
Пересказывать чудачества и драмы тихвинцев, описанные молодым историком Клейменовым, не имеет смысла. На это есть оригинал с расшифрованными на понятный нам язык допросными и судными речами. Но те истории из прошлого оказались близки нам, потому что случаются и сегодня. Пусть не в самом Тихвине, а в других районных центрах Ленинградской области. Просто на смену различным Нефеткам, Филькам, Савкам пришли Коли, Димы, Саши.
Например, в так называемом "деле гусляров" пять парней отправились колядовать в ночь с 31 декабря 1670 года на Васильев день. Прогулка закончилась встречей с Нефеткой Подчищаевым. Он не оценил молодёжных мелодий и ритмов, а со словами о "боденой матери" в его руке появился нож. Потом порванные струны, бегство и погоня. Гусляров в Ленобласти сегодня если и встретишь, то только в день рождения региона. Зато если неудачно выступить в караоке-баре, то можно получить в челюсть, как, например, в Кингисеппе. И в ночь с 31 декабря на 1 января в Тихвине по-прежнему дерутся.
Ещё сюжет - из июня 1668 года. Девка Мариница, хотя и была немой, но нашла способ пожаловаться властям на то, что отчим Трифон её "иссильничал и растлел", а также оставил без серег, цепочки, бархатной шапки с пухом и другого добра. Монастырские старцы порешили, что Трифон должен вернуть падчерице деньги, что получил от продажи ценных предметов. Но за растление немой мужчину так и не наказали. Последний случай изнасилования отчимом своей падчерицы в Ленобласти зафиксирован в Приозерске.
Савка Копылов в своём январе 1666 года, конечно же, не думал, что студент Клейменов так поработает со скорописью, что про его подвиги придётся писать 47news. Но вот довелось. А всё потому, что у него не сложилось с тёщей. Та взяла и пожаловалась на зятя архимандриту, что он заявился к ней на двор и начал "на окнишко избенка моего ссать". Успокоим Савку: его мстительное мокрое дело живёт. Не далее как в мае за ним у забора в Громово был застукан человек из ФСБ. А житель Кудрово и вовсе сделал это из окна высотки. Чтобы узнать об этих подвигах, уже не придётся корпеть в петербургских и тихвинских архивах.
47news связался с победителем "битвы". Оказалось, что Виталий – коренной петербуржец, а на тему победного лонгрида вышел через проект "Источник, историк, истории: опыты архивной эвристики". Так вышло, что ему пришлось описывать документы Тихвинского Успенского монастыря.
"Совпало, что все документы из нашего картона (коробки для хранения документов - ред.), который мы описываем, датируются 60-70 годами XVII века", - буднично описал источник своей победы Виталий.
Работа над чемпионским текстом заняла два месяца. Были и программные доклады на тему. Но, если строго, то победителя интересует не столько быт предпетровской Руси, сколько военное дело и социальные сюжеты XII – первой половины XV века.
"Жду посылку из Москвы с книгами для меня и для библиотеки нашего факультета", - сообщил 47news о призе автор главного исторического лонгрида.
Виталий не забыл отметить, что его победа – плод коллективной работы.
Главными конкурентами "Бандитского" Тихвинского пасада" стали лонгриды "Белый Крым: героика и трагедия обреченного града", "Как Римский Папа поклонился древней Пачамаме", "Алкивиадия" про Пелопоннесскую войну, а также "Откуда берётся археологическая дата?".