Порой приятель интересовался у художника: "Что поделываешь?", и получал один и тот же ответ: "Пишу копию со "Славильщиков". Менялась только цифра гонорара.
Славильщиками на Руси величали людей, которые в Рождество славили Иисуса Христа - они ходили по чужим домам и пели псалмы. Существовал обычай начинать с пения "Христос рождается, славите", далее репертуар мог варьироваться. Отсюда второе название славильщиков - "христославы".
Л. Соломаткин «Славильщицы» (1868). Ист. фото - art-catalog.ru
Рассказывает Петр Глазунов (1913-?): "Солидный человек, даже пяти лет от роду, знал тропарь и кондак Рождества, а который в доброй памяти, тот и ирмос "Христос рождается" пел. Без этого как-то в дом неловко было входить. Разрешения христославить никто не спрашивал: хозяевам и в голову не могло прийти отказать. Заходишь и начинаешь:
Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящете!
Христос на земли – возноситеся!
Пойте Господеви, вся земля.
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися.
Далее следовал тропарь Рождества Христова. Потом пели кондак Рождества. Потом здоровались: "Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, со всей семеюшкой, со скотом, с животом, со светлым праздничком Рождеством". Если порядок нарушался и кондак пели раньше тропаря, хозяева замечали: "С кондачка начал"…".
(ист. - протоирей Анатолий Ложкин "От сердца к сердцу. Записки законоучителя")
В благодарность за пение славильщикам подавали сладости, пироги и деньги, взрослых славильщиков обносили чаркой. Собранные подобным образом деньги полагалось не тратить, а беречь до Пасхи, сохраняя за иконой Христа. Накануне Пасхи деньги доставались и закапывались под деревом во дворе – считалось, что такой ритуал обеспечивает остаток в доме на весь год. В свою очередь, те хозяева, которые выслушали рождественские распевы славильщиков, но поскупились на подношение, якобы рисковали обречь себя на годовую нищету. Но это в теории. На практике частенько заработанные рождественским пением деньги дети тратили на сласти и игрушки, а взрослые - банально пропивали.
Л. Соломаткин «Утро у трактира» (1873). Ист. фото - Gallerix.ru
Вспоминает Николай Лейкин (1841-1906; русский писатель и журналист): "Зажигалась елка. Приходили мальчики-славильщики со звездами из бумаги и славили Христа перед образом. Это были дети дворников, водовозов, ремесленников с нашего и соседних дворов. Их приходило партий пять-шесть. Принимали их всех и давали им копейки по три, по пятачку. Также являлись христославы-будочники и тоже пели перед иконами. Будочники у нас были знакомые и поставляли нам швабры и банные мочалки, которые сами выделывали. Они приходили как из будки с Владимирской улицы, так и от Гостиного Двора. Их угощали водкой и давали им деньги… Хорошо, что тогда рубль имел цену большую, и отец давал всем не более как по двадцать-тридцать копеек".
(ист. - Н. А. Лейкин "Мои воспоминания", СПб, 1907)
Л. Соломаткин. «Славильщики-городовые» (авторская версия 1871 года). Курская картинная галерея им. А. Дейнеки. Ист. фото - alumni.mgimo.ru
Одна квартира – 20-30 копеек. А сколько таких квартир имелось хотя бы в одном, отдельно взятом столичном доходном доме? Солидная набиралась сумма. Неудивительно, что когда ближе к концу XIX века традиции христославения начали потихоньку утрачиваться (прежде всего в городах), низшие чины полицейской охраны не собирались отказываться от этого, во всех смыслах выгодного ритуала. Рождество продолжало оставаться удобным поводом для обхода жилищ состоятельных людей на подведомственной территории. Тем более, что такие праздничные визиты порой завершались не только традиционным угощением и формальной денежкой, но и более щедрым подношением — т. н. почестью. Она же - "праздничные деньги", которые являлись своего рода узаконенной взяткой, как бы благодарностью населения за тяжелую службу охранителей его, населения, покоя.
"По праздникам взятки носили почти узаконенный характер. Считалось обязательным, чтобы домовладельцы, торговцы, предприниматели посылали всем начальствующим в полицейском участке к Новому году и прочим большим праздникам поздравления с "вложением". Околоточным, квартальным и городовым "поздравления" вручались прямо в руки, так как поздравлять они являлись сами. Давать было необходимо, иначе могли замучить домовладельцев штрафами…".
(ист. – В. Пиотровский, Д. Кудрявцев, Р. Очкур "Полиция Российской империи", СПб., 2005)
Л. Соломаткин. «Славильщики-городовые» (авторская версия 1882 года). Русский Музей. Ист. фото - rusmuseumvrm.ru
В 1864 году ученик петербургский Академии художеств Леонид Соломаткин (1837-1883) написал для академического конкурса картину "Славильщики–городовые". За это полотно начинающий художник получил серебряную медаль первого достоинства, а самое главное – признание тогдашних мэтров живописи и определенную популярность среди широкой публики. Авторитетный художественный критик Владимир Стасов писал о "Славильщиках": "В каждой подробности комнаты, лицах, позах столько комизма и разнообразной правды: нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный свежий отпрыск федотовской школы".
Даже человек, далекий от музыки, обратит внимание, что слаженности в пении полицейского трио славильщиков, изображенных на картине, нет. Судя по мимике, один из городовых выводит псалом тенорком, другой – поет басом, а третий — либо не умеет петь вовсе, либо уже достаточно напраздновался. Судя по тому, что старушка под часами, согнувшись, зажала руками уши – исполнение ужасно. В свою очередь, хозяин дома, раскрыв бумажник, отсчитывает праздничные деньги, намереваясь поскорее избавиться от докучливых посетителей. Однако ж не ропщет, устоявшийся ритуал должен быть соблюден. Неслучайно, по легенде, даже сам император Николай I не гнушался ежегодно отправлять праздничную сотенную бумажку квартальному надзирателю, на участке которого располагался Зимний дворец.
. Соломаткин. «Славильщики-городовые» (авторская версия 1872 года). Ульяновский художественный музей. Ист. фото - art-catalog.ru
Парадоксально, но факт: достоверного воспроизведения этого, самого известного холста Соломаткина в наши дни нет – осталось лишь словесное описание картины. "Славильщиков-городовых" хотел приобрести Павел Третьяков для своей "Третьяковки", но он любил покупать только оригиналы, а вот со "Славильщиками" - опоздал. По одной из версий, оригинал приобрел родной брат вышеупомянутого критика Стасова – Дмитрий, но после революции следы оригинала теряются.
Тем не менее, уже к 1867 году Соломаткин написал сразу три варианта своего живописного хита. Более того - незавидное материальное положение в дальнейшем вынуждало художника вновь и вновь повторять на заказ некогда удачно придуманный сюжет. В настоящее время известно примерно о 16-18 авторских повторениях "Славильщиков" (одно из них в свое время приобрел для себя петербургский градоначальник Трепов), о неменьшем количестве подделок под них – как профессиональных, так и дилетантских, и о внушительном числе дореволюционных гравюр и олеографий с этой картины. Впрочем, для художественного мира такое положение вещей не является чем-то из ряда вон. Что тогда, что теперь.
Рассказывает Владимир Шинкарёв, современный петербургский художник, писатель, "изобретатель" митьков: "Поначалу мы этого еще стеснялись, стыдили друг друга: что, опять копию с перекопии написал? Потом стало нормой, что даже на выставке висят оригинал и несколько повторов. В этом был, впрочем, некий тонкий ритм, рифма, что ли; но не для создания ритма эти перекопии писались. Чтобы далеко не ходить за примером: у меня лично есть минимум 12 вариантов картины маслом "Один танцует" — конечно, несколько различных по цвету и размеру, горизонтального и вертикального формата, прозрачные и плотные, "с прописочкой" и "непрокрас" (митьковские искусствоведческие термины). Было бы демагогией заявить, что я ищу совершенства, подбираюсь к идеальному варианту. Это заказчик (или предполагаемый заказчик) хочет "Один танцует", и хочет не вариаций, а ту самую картину. Значит, хочет копию… Заказчик недоволен, если исполнитель представит копию, далекую от оригинала. Поклонники Гребенщикова явно не приветствуют его попытки на концертах по-разному, то так, то эдак, исполнить свою старую песню. Свистят: старый вариант подавай. Когда заказчиком является ребенок, которому рассказывают на ночь сказку, то один шаг в сторону от оригинала — побег. Мало того, что ребенок каждый раз хочет одну и ту же сказку, он строгим, менторским тоном поправляет тебя, если ты заменил, адаптировал какой-нибудь сложный оборот.
(Ист. – Владимир Шинкарев, "Конец митьков", СПб, 2010)
. Соломаткин «Автопортрет». Ист. фото - public.fotki.com
Живописец "федотовской школы" Леонид Соломаткин, кому в свое время прочили славу не меньшую, чем у его современников Маковского и Репина, за 20 лет активной творческой деятельности запечатлел на своих полотнах огромное количество пьяниц, бродячих актеров, уличных музыкантов, горемык, мелких чиновников, обывателей и прочая, удостоившись от критиков титула "певец четвертого сословия". Сознание определило бытие, и художник ушел из жизни в возрасте 46 лет, скончавшись от беспробудного пьянства, в нищете и полной безвестности.