Ради этой роли один пошел на радикальные меры, а другой сигал в прорубь и раскачивался на трапеции. А все потому, что – Гоголь.
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фрагмент. Иллюстратор – Олег Коминарец. Издательство «Махаон», 2009. Ист. фото - pinterest.ru
Когда в 1960 году режиссер Александр Роу подал заявку на экранизацию гоголевской "Ночи перед Рождеством", ответственный чиновник из Госкино скривился: дескать, Гоголь, конечно, классик авторитетный, но фильму, в названии которого поминается Рождество, в наших атеистических рядах - не место. Александр Артурович был готов к подобной реакции и сходу предложил альтернативный вариант – "Вечера на хуторе близ Диканьки", по общему названию сборника рассказов. "А вот это - совсем другое дело", - согласился столоначальник.
К слову, фильм по этой рождественской повести Гоголя ранее уже снимали. Полвека назад, еще при царе-батюшке. Фильм был, разумеется, немым, а его режиссер Владислав Старевич – именитым. В историю мировой кинематографии он вошел как создатель первых в мире мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и как мастер комбинированных съемок, технике которых у него в будущем учились киношники Франции и США.
"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий", - впоследствии скажет о Старевиче не менее авторитетный Уолт Дисней.
Режиссер Владислав Александрович Старевич (1882, Москва – 1965, Париж) со своими анимационными куклами. Ист. фото - fotostrana.ru
В начале 1910-х параллельно с анимацией Старевич взялся за постановку игровых фильмов, дебютировав экранизацией повести Гоголя "Страшная месть" (1912). В том же году он продолжил гоголевскую тематику, приступив к "Ночи перед Рождеством". Роль чёрта очень хотел получить невероятно популярный актер Иван Мозжухин. Но режиссер воспротивился – по его задумке, чёрт на экране должен был выглядеть так, чтобы его пугались не только дети, но и взрослые. Тогда как Мозжухин слыл исключительным красавчиком и добряком.
Как-то вечером в дверь квартиры режиссера постучали. Открыв, Старевич едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище. Выждав несколько секунд паузы чудовище невинно поинтересовалось: может ли оно получить роль чёрта? Ошеломленный Старевич пролепетал: "Да…".
В ходе съемок Старевич усовершенствовал грим - теперь его накладывали Мозжухину полдня, и эксцентричный, мерзкий чёрт стал одной из главных фишек фильма. В "Ночи перед Рождеством" Старевич в очередной раз выступил новатором, соединив графическую мультипликацию с натурным изображением: в одном из эпизодов Чёрт уменьшается в размерах и попадает в карман к Вакуле. Были в этом 40-минутном фильме и другие спецэффекты: Пацюку и Вакуле в рот залетают вареники, Солоха с чертом летят на метле. Единственное, чего не смог сделать Старевич – это показать на экране императрицу, поскольку в дореволюционной России существовал запрет на изображение в фильмах особ из царствующей династии. Так что в киноверсии Старевича вместо Екатерины царские черевички Вакуле отдает ее фаворит Потёмкин.
Черт в изображении Ивана Мозжухина (1913). В 2010 году лента «Ночь перед Рождеством» была включена в сотню лучших мировых немых фильмов. Ист. фото – Р. Соболев, «Люди и фильмы русского дореволюционного кино». М., 1961
После революции Старевич с Мозжухиным эмигрировали во Францию, где стали классиками не только русского, но и французского кино. Ну а тогда, в 1913-м, фильм с Мозжухиным-чёртом посмотрел 10-летний Жора де Мильё. Пацаненок был полукровкой: отец - марсельский француз, мостостроитель, мать - иркутская сибирячка, дочь золотопромышленника. В советское время Жоре суждено было стать Георгием Милляром - популярным киноактером и своего рода талисманом режиссера Александра Роу, только до 1960 года он снялся в семи фильмах-сказках Роу ("По щучьему велению", "Василиса Прекрасная", "Конек-горбунок" и т.д.). По словам Милляра, он "представлял нечистую силу в кинематографе" (непревзойденная Баба-Яга, лягушки, кикиморы, водяные, Кощеи…). Неудивительно, что в новом фильме Роу именно ему доверил роль чёрта.
Вот только чёрт в итоге получился не по-мозжухински страшным, а по-миллярски смешным. А ведь любому другом исполнителю, наверняка, было бы не до смеха. Виной тому сложнейший грим (гумоза, пластикаты) и костюм чёрта: все прочие персонажи – в тулупах да полушубках, а на Милляре – тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Больше того - в -30°С чёрт согласился залезть в прорубь, причем несколько раз кряду - после каждого дубля актера закутывали в тулуп и отпаивали водкой. А еще на него дважды падали 100-килограммовые декорации. Но Милляру – все нипочем.
К тому же 58-летний Милляр был человеком глубоко верующим. По этой причине каждый раз, надевая костюм чёрта, артист крестился и просил у Бога прощения, "за хулиганство". Кстати, как признавался артист в своей автобиографической книге, при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. При всем при этом Милляр был не чужд солёного словца и похабной шутки, и за этот свой грешок самокритично называл себя "Стариком Похабычем".
Чёрт и кузнец Вакула (Юрий Тавров). Судьба актера Юрия Таврова сложилась печально: после роли Вакулы он играл мало, в последние годы жизни работал строителем в Одессе, из-за глаукомы ослеп на один глаз. Точную дату смерти и место его захоронения не знают даже коллеги по цеху... Ист. фото - kino-teatr.ru
Для съемок технически сложного эпизода - полет чёрта - Милляру пригласили дублера, циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и далее возрастному актеру пришлось исполнять трюк самому. Несмотря на боязнь высоты, Георгий Францевич вошел во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере. По сюжету, летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием. Кстати сказать, 30-летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени уже была настоящей советский кинозвездой, взяли на эту роль безо всяких проб.
Рассказывает Людмила Хитяева (1930, народная артистка РСФСР): "Я тогда молоденькая была, тоненькая, а нужно было играть женщину в самом соку, мать взрослого сына Вакулы. Поэтому меня слегка состарили и "уплотнили". Чтобы получился настоящий украинский зад, надели несколько юбок. А я, стараясь выглядеть постарше, голову наклоняла — и появлялся второй подбородок. Правда, несмотря на все ухищрения, глаза у Солохи все равно остались молодыми, задорными".
(ист. – "Вечернiй Харькiв", 10.01.2015)
Чёрт и Солоха запанибратски общались как в кадре, так и вне его. По воспоминаниям членов съемочной бригады, Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурсы украинской песни в перерыве между съемками. Ист. фото – kino-teatr.ru
Расположенное в 27 км севернее Полтавы украинское село Диканька лишь за несколько лет до начала съемок получило статус поселка городского типа. То бишь, какой-никакой инфраструктурой и цивилизацией обзавелось. И, казалось, сам Бог велел снимать натуру в подлинных, гоголевских декорациях. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, "загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами". И тогда Александр Артурович принял решение снимать натуру в тех краях, где он снимал свою дебютную киносказку про Емелю – на Кольском полуострове, в Хибинах. Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке "13-й километр" под городом Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов – лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, зритель не учуял подвоха. Поселян для массовки - гарных парубков и колядующих девчат, набирали в Кировске, по объявлению, в основном, среди студентов-медичек и рабочих-горняков.
Афиша фильма. Ист. фото – wiki.org
В качестве благодарности местным жителям за помощь в съемках премьерный показ "Диканек" провели в декабре 1961 года в Кировске, в зале Дворца культуры комбината "Апатит". Саму церемонию превратили в чуждый по тем временам перформанс – перед началом показа по фойе ДК бегали черти, забрасывая зрителей снежками. Северная публика приняла фильм на ура. А общесоюзная премьера картины состоялась 8 января 1962 года – запустить фильм в канонический церковный день не дозволили. И все же Александр Роу перехитрил чиновника из Госкино, в начале фильма слово "Рождество" всё равно появляется: титры сделаны в виде книги, страницы которой перелистываются и притормаживают на авторском названии повести.
Режиссером Старевичем восхищался Дисней, а фильмы Александра Артуровича Роу приводили в священный трепет самого Спилберга. Цит.: "Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!" Александр Роу умер в 1973 году, а два года спустя вышла киносказка "Финист — ясный сокол", которую по его сценарию и режиссерским черновикам снял Геннадий Васильев. В память об ушедшем друге в "Финисте" снялся Георгий Милляр. В отрицательной, разумеется, роли оборотня Кастрюка.
Георгий Милляр в фильме «Финист – Ясный сокол» (1975). Ист. фото – kino-teatr.ru
Талисман пережил своего режиссера на 20 лет. Родившийся в Москве в будущий красный день календаря Милляр, намекая на свое французское происхождение по линии отца, жалел, что дата его рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, а не на День взятия Бастилии, каковой праздник он никогда "не пропускал". Помимо огромного количества ролей в кино, актер оставил после себя "Занимательную азбуку Милляра" - своего рода литературно-кинематографический раритет, который массово переписывали от руки, перепечатывали, но Милляр постоянно добавлял туда что-нибудь новенькое. Например, на "Б": "Богиня кинематографа – Хмельпомена". Или на "В": "Валидол - аристократическая закуска к коньяку". Или на "О": "Объективный критерий – не пустили в метро". К слову, с зеленым змием Георгий Францевич был на "ты", а любимым напитком называл "тройной одеколон". Этой своей слабости актер потакал до последних дней жизни. Милляр скончался в июне 1993-го, совсем немного недотянув до 90-летия.
Игорь Шушарин,
47news
P.S. Повесть Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством" увидела свет 190 лет назад. Именно тогда вышло издание "Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка". Цензурное разрешение книга получила 31 января 1832 года.