Этой культовой саге 26 февраля исполнилось полвека. 47news переосмыслил, как так клан Корлеоне повлиял на стиль наших гангстеров.
Мы покажем пальцем и на одну, вряд ли понятную зрителями сцену. Но именно здесь наши авторитеты получили главный урок – не спрашивай, кто приказал убить даже твоего друга, и не ори, когда убили дочь.
Допустим, в середине 90-х вы услышали такое замечание о красавице от уверенного юноши в хорошей спортивной форме: "О, какая рогатка пошла!". Может текст и режет слух, но то был комплимент. Rogazza по-итальянски - "девушка", произносится "рогаца". Отсюда и начнем – откуда взялся этот акцент.
Большинство героев эпохи 90-х родились с конца 50-х по конец 60-х. Так что, когда в марте 1972-го грянул "Крестный отец", железный занавес не допустил до них эпос. Лишь с начала 80-х немногие впитали драму. Благодарить надо моряков загранплавания, контрабасивших тогда видеокассетами. И то, надо было еще найти приятеля, кто мог себе позволить иметь дома сверхдефицитный видеомагнитофон по заоблачной для честного труженика цене.
Коммунистическая партия тут же дала оценку кровавым злодеяниям киногероев. В 1985 году фильм у нас признали пропагандирующим культ жестокости и насилия. Своего рода, иноагентом. Но идеология трещала и "Совэкспортфильм" закупил права под занавес. В мае 1991-го трилогию прокатили в 145 кинотеатрах союзных республик. (Кроме Украины. Это отдельная и смешная тема). А так как вырвавшиеся из-под государственного контроля мастера спорта СССР со своими коллективами уже обкладывали данью кооператоров, то саундтрек трилогии стал для них трубным зовом.
Но это я не о ставшей вечной мелодии "Говори тише, любовь". Для команды "на старт, внимание, марш!" она категорически нежна. В фильме один из боссов - Фрэнк Пентанджели - дирижирует музыкантами. "Слушайте меня", - тихо приказывает он. И оркестр бабахает забойную сицилийскую "Тарантеллу". Разумеется, никто у нас не понимал ни слова, кроме "Mamma Mia!", а разгульный темп был задан подходящий. Тем более, того, что в переводе "Тарантелла" призывает плясать в полнолуние.
Вскоре красной империи в одну шестую планеты не стало, а власть на десятилетие захватили бесчисленные преступные кланы. Но если с конца 80-х они разминались в кожанках и спортивных штанах, то с 90-х переобулись. Это раньше у них галстук ассоциировался с лектором, а бабочка – с оперой. Теперь же, вкусив эстетику Godfather, до них дошло, как быть не столько ужасными, сколько опасно неотразимыми.
Светский бандитский Петербург, середина 90-х
Такие наряды можно было бы подсмотреть в любом нуаре или гангстерском триллере. Бери навскидку, хоть "Ревущие двадцатые" с Джеймс Кэнги, но до "Крестного отца" герои того времени выглядели примитивнее:
Типичная качалка для молодых бойцов, Васильевский остров, 90-е.
Началась и история "сами себе визажисты". Если в начале пути братва стриглась коротко, отдавая дань спортивному прошлому, то к середине 90-х отрастила патлы. Но это был не рок-уклон, а возможность намазать неведанное им укладочное средство – бриолин. Это сегодня в моде ухоженность, а тогда "Крестный отец" подтолкнул их к гангстерскому шику и блеску. Далее потянулись за аксессуарами.
Пусть золотые цепи и кресты – чисто наш визуальный манифест, а вот перстни – с экрана. Даром издевались над драгоценными гайками, как торгашескими атрибутами, теперь же тонкий перстень на безымянном пальце, зализанные волосы и блестящие туфли под яркий галстук при черном пиджаке будто замораживали их лютые привычки. Мне кажется, первыми косила под этот style бригада "саранских". Но недолго. В 1994-ом их семерых в один присест положили из калашей возле Никольского собора.
Вот ты ждешь цель в черной шапочке возле хрущевки – это убийство. А подходишь на кошачьих лапах в костюме к ночной дискотеке, откуда летит мелодия Тото Кутуньо, и лупишь ему из ТТ – это решение вопроса.
То есть, "как" стало тоже интересно.
Это потянуло за собой эвфемизмы. Потому что лобовой глагол "убивать" - некрасив. Никто же не говорит, мол, я взял взятку. Принято – договорился. Понеслось: старшие начали говорить – "распорядись", "успокой", "подмети", "погаси", даже "отрежь". Но самую острую фразу подрезали как раз из "Крестного". Оттуда, где Том Хейген предлагает голливудскому воротиле прислушаться к дону. Предупреждает, мол, Вито Корлеоне не просит дважды. Наши тут же взяли под козырек. Многим стрелкам так хотелось это произнести вкрадчивым голоском в лицо тому, кому тут же выпустить кишки.
Те, кто нырнул в месиво, защищались даже своеобразным юмором. Своих и чужих убийц они не именовали модным журналистским словечком "киллер". Сначала прикрепили таким термин "исполнитель", потом библейское – "демон". А вместо "убит" шутили – он себя нашел.
Вошла в речь и лупара, из которой Коза Ностра жалила на своем острове. На русском это же примитивный обрез. Не кулаки же из деревни.
Фильм повлиял даже на позы (я не о том, о чем вы подумали). Стоять стали не как положено – руки в карманах (ну не на корточках же), а высоко поставив одну ногу на какую-нибудь высокую преграду. Иногда таких персонажей встречали иронией: "Ты после просмотра "Крестного отца" перед зеркалом не тренируешься?". Особенно злоупотреблял этим недавний ньюсмейкер "Фонтанки" Юра Тверской. (Но вы бы лучше не нажимали ссылку – там такой позор Бандитскому Петербургу).
Итальянский свивали с уличным. К сеньору прибавили помидор. При прощании любили, как говорится, сверкнуть соплей на солнце – романтическим аривидерчи – увидимся. Дошло до забавных заимствований. Пофумарить – покурить, от fumare, поведерим – посмотрим, от vedero.
К некоторым даже прицепились прозвища, которых раньше и быть не могло. Автор порылся в своих залежах. Чтобы не быть голословным выложу-ка я кусочки когда-то тайных цитат РУБОП (в той же транскрипции, в которых они вносились в базы).
И, разумеется, произошла смена концептуальных терминов. Вместо советского "коллектив" стали употреблять "семья". "Никогда не иди против своей семьи" - помните завет Майкла Корлеоне? А чтобы не наговаривать, подчеркнем – никогда никто не склонился, чтобы целовать руку своему боссу. Пусть по-православному крестный отец – духовный родитель, а по-народному - кум, но ни в чем таком братва замечена не была. Это традиция итальянская – вот пусть там и лижут. У нас пролетарская – братан - не братан, обнялись и весь ритуал.
Ну а сейчас о принципиальном. Понятно, что уже зубы сводит от киноцитат - "бизнес, ничего личного", "сделать предложение, от которого нельзя отказаться", но за этими брендами мало кому видна производственная притча мафии, как она есть.
Когда на Кубе Майкл Корлеоне спрашивает Хаймана Рота, кто убил его Фрэнка, дон знает ответ и умышленно создает конфликтную ситуацию.
- Братья Розато, - отвечает Рот.
- Я знаю. Но кто приказал это сделать? Я знаю, что это не я, – нажимает Майкл, прекрасно зная, что приказ отдал Рот.
И тогда пожилой Хайман Рот, также осведомленный, что Майкл убил его друга Мо Грина, учит его первой заповеди их неписанной торы.
- Был один парень, с которым я вместе рос, мы делали наши дела вместе – пробивали себе дорогу в жизнь. Дела шли хорошо, нам все удавалось … Позже у него возникла идея построить город. Имя этого парня Мо Грин (прототип реального Бакси Сигела – ред.), а город, который он построил,– Лас Вегас. Он был великим человеком, дальновидным и мужественным, а в этом городе нет даже мемориальной доски. Кто-то застрелил его. Никто не знает, кто приказал это сделать (напомним - Рот знает, что это Майкл – ред.). Когда я узнал об этом, я не был зол. Я решил ничего не предпринимать. Я сказал себе: "Это бизнес, который мы сами себе выбрали". Я не спрашивал, кто приказал его убить, потому что не стоит этим заниматься, если ты в этом бизнесе".
Поверьте, именно эта мудрость реально повлияла на наших гангстеров. И не только на них. Внимательные, осознанно выбравшие темный путь, ее впитали после "десятого" просмотра. Но зато так, что наиболее внимательные раскритиковали шекспировский финал.
Когда на ступенях здания оперы в Палермо стреляют в Майкла Корлеоне, то убивают его дочь. Герой орет, а режиссер гениально убирает звук, оставляя могущественного отца с разорванным от вопля ртом.
скриншот фильма "Крестный отец"
Большинство действующих бойцов оргпреступности не поверило. Они понимали, что снимать надо было только так, показывая конец-плату за все его дела, но, по их темному убеждению, настоящий дон никогда бы так не ужаснулся. Потому что, по Хайману Роту осознанно выбрали свой путь. А на этой трассе предусмотрены и жертвы детей. Это не цинизм, доведенный до бесовщины, а готовность, превращающая человеческие чувства в слабость.
Это сначала они убивали по-братски – за своих. Чуть позже лидеры делили междоусобные конфликты на личные и на интересы бригад. И, наконец, стали относиться к павшим в резне, как к фигурам на шахматной доске. Можно пожертвовать ради финансового выигрыша или надо отомстить, подняв рейтинг ради того же будущего куша. В методе это и есть капиталистический подход. Так сегодня два деловых человека могут приятно обсуждать общий проект, не оглядываясь, что еще вчера они заказывали друг друга через надуманные уголовные дела.
И на десерт. Чтобы смягчить перец сластью.
Еще с 1980 года по теликам показывали феерический мультик про капитана Врунгеля. Он был буквально упакован нужными в 90-е штучками, а не прижилось. Его жулико-бандито и воро-гангстерито разлетелись мигом, а наших мафиози подвела самоирония.
Скриншот из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля"
Тем более, что в жизни все произошло по Врунгелю. Как пели эти два супчика: "И за энто режисенто нас сниманто в киноленто".
Как бы там ни было, а пацанам ставлю крепкий проходной бал по этой версии ЕГЭ. (Мне лишние хлопоты ни к чему).