Толковые советы от 47news: если переводите деньги и отправляете посылки своим родственникам и друзьям на Украине, то не забудьте доложить участковому.

Генеральная прокуратура России 27 февраля ударила по новостным лентам напоминанием об ответственности за помощь украинцам по статье 275 - "Госизмена". На фоне военной спецоперации состав преступления ведомство Игоря Краснова видит в финансовой, материально-технической поддержке и консультациях и "иной помощи". Наказание - от 12 до 20 лет колонии.

О перспективах 47news поговорил с петербургским адвокатом Павлом Ясманом. Он указал нам на примечания к Уголовному кодексу.

- С денежными переводами понятно, это теперь табу. Но если представим, что хочу помочь старому товарищу или родственнику на Украине и отправить тысяч тридцать. Перевод для этого попрошу оформить знакомого в Прибалтике. Я преступник?

- Я думаю, в этой части нет никакого состава. Вы оформляете транзакцию как частное лицо другому. Не совершаете каких-либо действий против безопасности Российской Федерации.

- А если все-таки отправлю напрямую? Скажем, адресатом будет знакомая, у которой муж - военнослужащий...

- Но вы же не знали, на какие цели они будут тратить. Вы же с гуманитарной целью переводите, правильно? Так что, думаю, никакого состава и в этом нет. Но на всякий случай порекомендовал бы сразу бежать к ближайшему участковому и писать об этом заявление: "Считаю своим долгом доложить, что я перевел деньги..." Причем описывать максимально подробно, для посылок - опись содержимого.

- То есть предлагаете оформить своего рода явку с повинной?

- Да, просто в примечании к статье указано, что если сообщить добровольно и своевременно, то освобождаетесь от уголовной ответственности. По крайней мере, так написано в законе.

- С деньгами разобрались. Но если, например, соберу комплекты одежды. Отправить напрямую не получится. Но оформлю, например, с крюком через ту же Белоруссию. В этом случае я тоже нарушитель?

- Смотря что отправляете. Одежду? Как ее отправка направлена против Российской Федерации?

- Если гипотетически, то я отправил теплую куртку. Глава семьи ее надел и пошел стрелять...

- Ну, так тоже можно думать. Тут все зависит от широты ума правоприменителя. Статья о госизмене подследственна ФСБ, а там кто как придумает.

- Сейчас активно собирают гуманитарную помощь жителям ДНР и ЛНР. А там наверняка семьи тоже разделены: часть по другую сторону. Если им попадет груз - одежда и продукты - это преступление?

- Нет, я думаю, ничего страшного нет.

- А участие в акциях против военной спецоперации, которые проходят в центре города, попадают под госизмену?

- Думаю, нет. Если бы уже и это считалось, то представляете, сколько бы уголовных дел было возбуждено по всей стране. Никто не справится с объемами. По-моему, это только у нас в городе выход считается как нарушение антиковидных ограничений. В Москве квалифицируется как несанкционированные митинги. То есть людей судят формально. Причем, насколько понимаю, действует та же практика, что и с митингами имени Навального. То есть тем, кто открыто признается в пацифизме, назначают штраф. А если утверждают, что проходили мимо, дают сутки ареста.

- Состав преступления и в помощи консультациями. То есть позвонит мне приятель, спросит, как сейчас пересечь границу. Например, попросит свериться с табло рейсов? Или заедет в страну, которая еще не закрыта для наших самолетов.

- Но его-то действия на что направлены? Если он хочет приехать в Россию с коктейлями Молотова и пойти с этим на Красную площадь... И вы разрабатываете план: как ехать, где встречаться... Тогда это государственная измена. А если просто хочет переждать, пока не уляжется, о какой угрозе безопасности страны речь?

- Но между делом мой собеседник поинтересуется движением российской военной техники...

- Здесь могут возникнуть вопросы. Если, допустим, вы увидели колонну, сняли на мобильный телефон и отправили товарищу. Но, я думаю, что и это не стопроцентный состав.

Вообще, мне кажется, до реального возбуждения уголовных дел не дойдет. Генеральная прокуратура поддерживает военную спецоперацию в рамках собственных полномочий.