47news спросил малых подрядчиков из орбиты большого завода, как им остановка конвейера на полмесяца. И они ответили.

В первый день официального простоя Тихвинского вагоностроительного завода, 17 мая, 47news посмотрел на его бизнес-сателлитов. Все-таки интересно самочувствие и настроение малого бизнеса, в оборотах которого еще недавно доминировали градообразующие промышленники.

Новости эмоционально комментировал генеральный директор и владелец тихвинского ООО "ГрузоБас-Сервис" Игорь Шарапов. Его возмутило, что владельцы не предупредили о своих планах давних партнеров. Компания Шарапова в 2016 году создавалась с прицелом на обслуживание автобусов-развозок для рабочих. К весне 2022-го сфокусировались на ремонте крупной спецтехники из автопарка самого завода, в основном грузовиков и кранов. По данным "СПАРК", оборот "ГрузоБас-Сервис" в прошлом году - под 16 млн рублей, чистая прибыль - 1,4 млн.

- Зарабатывали на заказах от завода по-разному, иногда за месяц выходило по 500-600 тысяч рублей, иногда 250, - рассказал 47news предприниматель. Он опытный, поэтому добавил о просрочках. - С марта не пришла оплата по нескольким работам. Это периодически случается после входа всех подразделений в "Объединенную вагонную компанию". Когда все они работали обособленно, было проще.

Пока сам завод в простое, хозяину автосервиса нужно платить аренду, налоги и зарплату сотрудникам. За ним штат в восемь человек.

- Пришлось брать кредиты, чтобы платить зарплаты. Банки уже выдают неохотно - мол, слишком высокая долговая нагрузка, - рассказал он, оценив общий объем своих кредитов в пару миллионов рублей. - В общем, неудобства бешеные. Раньше были небольшие заказы от шведов из "Икеи", но они же остановили производство. Конечно, сейчас работаем не только с Тихвинским вагоностроительным. Среди клиентов в основном лесозаготовщики с парком в 10-12 машин, ремонтируем и автобусы коммерческих и муниципальных перевозчиков, но объемы совсем не те. В итоге перекрыться нечем. Пока не понимаем, что будет дальше.

Те, кто хоть раз бывал перед зданием завода, наверняка, впечатлялся масштабами парковки. Пеших заводчан к цехам и по домам возит петербургский пассажирский перевозчик "Пальмира". В парке компании больше 500 машин. Они заняты в регулярных рейсах по контрактам с администрациями районов Петербурга, Тихвина, Волхова и Лодейного Поля. В прошлом году, по данным "СПАРК", перевозчики отчитались об оборотах в 660,9 млн рублей и чистой прибыли около 970 тысяч. Подряды от тихвинских вагоностроителей составляют 50 процентов в общем объеме, рассказали 47news в компании.

- На заказных рейсах для завода работают 10 автобусов в Тихвине и пять - в Пикалево. Недавно отправили совсем новые машины, этого года. Они останутся на маршрутах до 19 мая, - рассказала 47news генеральный директор "Пальмиры" Марина Жукова. В целом она не теряет оптимизма. - Нам обещали, что с 1 июня заказные перевозки возобновятся.

Добраться на работу и домой заводчане могут также на автобусах регулярных социальных маршрутов. В них "Тихвинский вагоностроительный" - лишь одна из остановок. Собеседник в "Пальмире" рассказал, что пассажиропоток динамично анализируется. Поэтому на время простоя завода автобусы большого класса (вместимостью от 90 до 100 человек) заменят на современные "ПАЗы", рассчитанные на 50-60 мест.

- Но рассчитываем, что пассажиропоток быстро восстановится, - еще раз успокоили в офисе перевозчика.

Вагоны мало выпустить, их еще надо обслужить. Так что на перевозку тяжелых и габаритных запчастей нанимался 41-летний индивидуальный предприниматель Алексей Нестеров. Он обеспечивает заказами парк из 50 машин от миниатюрных "Газелей" и "Газонов" до крупнотоннажных монстров Volvo. В прошлом месяце почти два десятка машин отправились из Тихвина в Сибирь. Вагоностроительный завод, по словам бизнесмена, обеспечивал ему 80 процентов выручки. Небольшие заказы бывали от предприятий из Бокситогорска и уже остановленной "Икеа Индастри Тихвин", так что в поисках работы Нестеров смотрит северо-западнее.

- Ищем заказы через профильный интернет-портал в основном в Петербурге, но и там их мало. На днях отправил две машины под загрузку в Карелию, оттуда они отправятся в Новый Уренгой. В целом объем заказов на перевозки упал с 24 февраля на 30-40 процентов, - говорит предприниматель.

Собеседник на заводе подсказал 47news, что толпу вагоностроителей в 7000 человек в столовых круглые сутки (завод работает и ночью - ред.) кормила петербургская кейтеринговая компания "Стрим". Оперативно связаться с гендиректором и совладельцем фирмы Татьяной Зубаревой не удалось. "СПАРК" зафиксировал оборот "Стрима" за прошлый год чуть выше 85 млн рублей при чистой прибыли в 1,1 млн. Судя по подборке фото, рацион можно разнообразить домашней выпечкой, голубцами, румяной курицей и рыбой в кляре, на десерт - булочки с сахарной пудрой. Но настроения у коммерсантов во время простоя ТВСЗ невкусные.

- Теперь из организации питания на заводе не задействованы 90 наших сотрудников. По трудовому законодательству уже их нужно отправить в простой с выплатой двух третей средней зарплаты, это около 30 тысяч рублей. Получается сумма в три миллиона рублей. А где их взять, никто не подскажет? - эмоционально отреагировали на звонок журналиста там. - Будем стоять на коленях у завода, у профсоюзов.

По словам сотрудников компании, хотя бы на время зайти в соседние Бокситогорск и Пикалево вряд ли получится: там прочно основались компании из Москвы.

- Жалко и сотрудников завода, и нашу фирму, в том числе себя. Та же "Икеа" в Тихвине закрылась. Если что-то серьезное случится с Тихвинским вагоностроительным заводом, целый город окажется в безработных. Это будет катастрофа.

Андрей Карлов,
47
news

О простое:

Накануне 47news рассказал о режиме простоя, который "Объединенная вагонная компания" ввела на Тихвинском вагоностроительном заводе с 17 по 31 мая. Мера коснулась 7000 тысяч сотрудников, им обещают две трети зарплаты и сохранение социальных гарантий.

Простой связан с изменениями заказчиками действующих контрактов на поставки вагонов. Конвейер должен возобновить работу после перераспределения производственной программы. При этом заказами предприятие обеспечено на весь год.