Ее задумывали при Сталине, возводили при Хрущеве, а открыли при Брежневе. С высоты своего 85-метрового роста она по-прежнему зовет.
У нас она - одно из "семи чудес России". А вот ведущий мировой новостной портал Business Insider включил ее в рейтинг "самых абсурдных строений советской эпохи". Родине-Матери – 55 лет.
Братские могилы на вершине Мамаева кургана в первые послевоенные годы. Ист. фото - mamaev-hill.ru
Война еще продолжалась, когда Москва объявила о конкурсе на лучший проект памятника героям Сталинграда. Принять участие могли все желающие: не только архитекторы и скульпторы, но и фронтовики, труженики тыла, сами сталинградцы присылали свои эскизы через военно-полевую почту. Разброс идей был огромен: от предсказуемой колонны, увенчанной ростовой фигурой Сталина, до 150-метровой "пирамиды Хеопса" с каркасом из переплавленных немецких танков из которой торчат огромные автоматы ППШ. Но все доверили скульптору Евгению Вучетичу.
В наши дни коллекционеры готовы заплатить несколько десятков тысяч долларов за эту, выпущенную ограниченным тиражом, раритетную статуэтку. Ист. фото - anna-08.tourister.ru
Уже в июле 1941-го он записался добровольцем в ополчение Фрунзенского района Москвы, через месяц оказался на передовой. Поначалу рядовым, затем командиром стрелкового отделения участвовал в жутких боях под Ельней. Далее назначен художником дивизионной газеты. В начале 1942-го, на Волховском фронте попал под артобстрел, оказался в госпитале с сильнейшей контузией, последствия которой мучили его всю оставшуюся жизнь.
Рассказывает Евгений Вучетич, внук: "После капитуляции Германии дед поехал в Берлин в звании капитана. Сделал там бюсты Жукова и Рокоссовского… При всей своей известности он никогда не был придворным скульптором". (ист. – "Союзное вече", №7(830), 2019).
Прототипом «Воина-Освободителя» послужил советский солдат, сибиряк Николай Маслов, который во время уличных боев в Берлине, спас немецкую девочку. Ист. фото - historyopinion.com
В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине открыли памятник советским воинам, погибшим в ходе штурма немецкой столицы. Монумент "Воин-освободитель" авторства Вучетича установили в Трептов-парке, примерно в том месте, где еще в 1937-м Гитлер планировал соорудить пафосный Дворец Победы. Своей, разумеется. В итоге элементы конструкции, некогда предназначавшиеся для нацистского мемориала, пошли на отделку памятника-ансамбля воинам Советской армии. По одной из версий, идея поменять скульптурному советскому бойцу автомат на меч принадлежала лично тов. Сталину.
"Вучетич снял целлофан с фигуры солдата. Сталин скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина на высоком могильном холме... Пусть этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку — светлые надежды народа, освобожденного от фашизма.
Потом добавил:
— Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем, меч. Согласны?..
— Дайте подумать, — ответил Вучетич.
— Думать никому не запрещено. Думайте. Желаю успеха... Возражений не слышу. Да и нет в них нужды..." (ист. – В.В. Суходеев, "Сталин. Военный гений", М., 2005)
26-метровый монумент Сталина воздвигнут при жизни Вождя на верхней террасе высокого берега Волги при входе в канал Волго-Дон. В апреле 1973 года на пустовавшем постаменте появилась статуя Ленина, работы все того же Вучетича. Это самый большой и самый тяжелый (9 тыс. тонн) сохранившийся памятник Ильичу. Ист. фото - nash-sssr.ru
К отложенному на неопределенный срок решению о создании мемориального памятника-ансамбля в Сталинграде советское правительство вернулось в 1958-м. Уже после смерти "Отца народов". К тому времени Вучетич являлся безоговорочным авторитетом, лауреатом пяти Сталинских премий, академиком АХ СССР. Помимо многочисленных малых скульптурных форм, по его проектам, в частности, воздвигнуты самый большой в Советском Союзе памятник Сталину на Волго-Доне (1952) и печально известный памятник Дзержинскому на Лубянке (1958). Больше того: дерзновенно созданная Вучетичем по откровенно библейским мотивам скульптурная композиция "Перекуем мечи на орала" (1957) удостоилась Гран-при на выставке в Брюсселе, после чего была подарена правительством СССР Организации Объединенных Наций и установлена перед зданием ее штаб-квартиры в Нью-Йорке. Где, к слову, и стоит.
Рассказывает скульптор Евгений Вучетич (1908-1974): "Я только трижды обращался к мечу. Один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете".
Натурщиком выступил олимпийский чемпион по вольной борьбе киевлянин Борис Гуревич, впоследствии эмигрировавший в США. Ист. фото - rossaprimavera.ru
Работы на Мамаевом кургане планировалось завершить к знаковой круглой дате – 20-летию Победы. Не успели. Пришлось отодвинуть сроки на полувековой юбилей Октябрьской революции. А все потому, что сложности возникли уже на нулевом цикле строительства.
До войны это был Мамаев бугор. На фронтовых картах – "высота 102,0". Она имела важнейшее стратегическое значение, поскольку занимала господствующее положение над центральной частью Сталинграда - сверху хорошо видны переправы через Волгу, промышленные объекты, вокзал. Тот, кто владел этой высотой, владел городом. Бои за Мамаев продолжались 135 дней, за буквально каждый квадратный метр.
Найденные останки погибших советских воинов захоранивали на расположенных ниже вершины террасах. Так образовалось огромное кладбище, и тогда Мамаев стал именоваться не бугром, а курганом.
Образ Родины-матери родился гораздо раньше. Агитационный плакат «Родина-мать зовёт!» был создан художником Ираклием Тоидзе в июне 1941 года. Ист. фото - back-in-ussr.com
На момент начала строительства официально была утверждена двухфигурная композиция основного монумента, который требовалось установить на вершине Мамаева кургана. Но… Некоторое время спустя, невзирая на то, что проект был согласован с огромным количеством смежных ведомств и инстанций, Вучетич пришел к выводу, что все надо делать не так - композиция должна быть однофигурной.
Рассказывает Евгений Вучетич, внук: "Дед изначально предложил композицию из двух фигур: женщина со снопом и знаменем в руках, а перед ней стоит, преклонив колено, солдат, ее сын, и отдает матери меч. Некое продолжение монумента в Трептов-парке. Памятник виделся богатым - камень, бронза. Начали строить… Запротестовали скульпторы, работавшие вместе с дедом. "Ну сам подумай, Евгений Викторович, - доказывали они. - Сталинград - сражение переломное, все правильно. Но до Победы еще 2,5 года кровавых сражений, а у нас сын уже приходит домой. Не вяжется".
И это было далеко не единственное изменение. Наконец, Вучетич придумал новое решение. В свою очередь Хрущев выкатился к скульптору с личной просьбой: хорошо бы, чтоб наша Родина-мать была повыше ихней статуи Свободы; перегоним, так сказать, Америку. Вучетич пожелание генсека учел, и с былых 36 метров скульптуру разогнали до 52. А если считать от кончика острия поднятого в правой руке меча – так и все 85. Опять же, в отличие от заморской, скучновато-статичной Свободы, наша Мать изображена в экспрессии, в движении.
По одной из версий, женскую фигуру Вучетич лепил со спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо позаимствовал у собственной супруги. Ист. фото - back-in-ussr.com
От богатых камня и бронзы пришлось отказаться: подсчитали, прослезились, дорого. Так что "Родина-мать зовёт!" - первый железобетонный памятник в СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон был самым дешевым строительным материалом. Чтобы обеспечить бесперебойное строительство, в 40 км от Сталинграда быстренько построили завод по производству бетона. Машин-бетомешалок в ту пору еще не было, и чтобы бетон не успевал затвердеть, грузовые машины круглосуточно мотались непрерывной колонной – туда-сюда.
Считается, что при создании «Родины-матери» Вучетич невольно держал в голове образ знаменитой античной статуи богини победы Ники Самофракийской, которая точно также призывала своих детей дать отпор захватчикам. Ист. фото - two-worlds.ru
А вот 33-метровый меч создавали по авиационной технологии из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Впоследствии выяснилось, что огромная масса (14 тонн) и высокая парусность меча вызывают его сильное раскачивание на ветру. Так что спустя 5 лет после открытия монумента клинок заменили другим – полностью состоящим из нержавейки, с отверстиями в верхней части меча.
Рассказывает Надежда Ложечкина, экскурсовод по мемориалу "Мамаев курган" с 40-летним стажем: "Внучка одной графини, дальней родственницы графа Витте, эмигрировавшей в США, спросила у меня, что кричит "Родина-мать" и не матерные ли это слова. Бабушка девушки тут же покрылась пятнами". (ист. – "Какие вопросы задают иностранцы на Мамаевом кургане" //АиФ-Волгоград,17.02.2015)
А в свое время о том, что кричит Родина-мать, скульптор Вучетич рассказал своему приятелю, знаменитому физику-теоретику, а по совместительству диссиденту и правозащитнику Андрею Сахарову. Мол-де, вызвали его однажды к начальству и спрашивают: "Почему у женщины открыт рот, ведь это некрасиво?" А я им отвечаю: "Потому что она кричит: "За Родину… мать вашу!" Ну, они и заткнулись".
Монумент никак не закреплен: он устойчив за счет собственного огромного веса. Как, к примеру, Александровская колонна на Дворцовой. Ист. фото - uploader-photo.ru
Церемония открытия монумента состоялась 15 октября 1967 года. На тот момент это была самая высокая статуя в мире. В наши дни ее переросли индийская Статуя Единства (с постаментом – 240 м), японский, китайский и бирманский Будды, а также два творения господина Церетели: московские Пётр I и монумент Победы на Поклонной горе.
В апреле 2015 года Business Insider включил монумент "Родина-мать зовёт!" в рейтинг "самых абсурдных строений советской эпохи, которые до сих пор стоят". Однако пояснений, в чем, собственно, заключается абсурдность, дано не было. После того, как в Сети поднялась волна негодования, Родина-мать быстренько из него исчезла, а ее место заняло здание гостиницы "Салют" в Киеве. Опять-таки – безо всякой аргументации.