Кассы российских кинозалов впервые с поворотного дня собрали больше полумиллиарда рублей. Эксперты индустрии раскрыли 47news, причём тут погода и сколько ещё нужно блокбастеров.

Кинотеатры России и СНГ впервые с начала спецоперации получили больше 550 млн рублей кассовых сборов, сообщил 7 ноября "Коммерсант" со ссылкой на  отраслевой портал. Последний раз сопоставимая сумма в 589,6 млн рублей фиксировалась в выходные 17-20 февраля. 47news спросил экспертов киноиндустрии о причинах киновзрыва.

-  Чуда здесь нет. По крайней мере оттолкнулись от того дна, на котором оказались в конце лета. Тогда мы видели падение в четыре раза по сборам и кассе, с учетом сентября - падение в 70 процентов по сравнению с прошлым годом, - прокомментировал финансовые успехи кинозалов Роман Исаев, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров. - Негативный эмоциональный фон, который держался на протяжении последних недель, немного ослаб и, по большому счету, все это дало результат. Главный вывод прошедшего уикенда - что зрители не утратили желания ходить в кино.

Кинопродюсер и совладелец кинотеатра "Великан-парк" Эдуард Пичугин связал успех с сезонной популярностью кинотеатров у зрителей.

- Резкое повышение ожидаемо и связано с детскими каникулами. Крупные российские города получили внутреннего туриста, можно было наблюдать целые группы школьников на экскурсии. Опять же - погода. Поздняя осень заставляет людей встречаться, общаться под крышей. Самый демократичный вид отдыха и общения - поход в кинотеатр. Следующий сезон роста посещаемости кино - зимние школьные каникулы, первые две недели января, - говорит Пичугин.

Генеральный директор киностудии "Ленфильм" Фёдор Щербаков полагает, что повтора сборов в ближайшие выходные ждать не стоит.

- Само событие, безусловно, радостное и говорит о том, что кинотеатры, несмотря на все сложности и сокращение количества залов, получают шанс на выживание. А также подтверждает то, что интерес к российскому кино, который рос достаточно давно, не угасает, - сказал 47news Щербаков. - В ближайшие выходные всплесков,  наверное, не будет. Они обычно связаны с праздниками, к ним всегда серьезно готовятся, идут активные анонсы. В этом году праздники совпали с выходом нескольких ярких кинорелизов.

Речь в том числе об экранизации романа Алексея Иванова "Сердце Пармы". Историческая драма Антона Мегердичева о покорении территории современной Перми вышла на экраны 27 октября и третью неделю возглавляет отечественный прокат. При бюджете в 714,3 млн рублей сборы ленты 695,4 млн.

- Картина полнометражная, сложнопостановочная. Ее делали последние шесть лет, основной этап съемок пришелся на период до коронавирусного карантина. Замахивались и делали как большой блокбастер, - высказался об успехе фильма кинопродюсер Эдуард Пичугин. - Потенциал у картины такой, что уже в первые две недели она могла собрать миллиард рублей. В целом показатели уикенда были бы гораздо выше, если половина кинотеатров страны не закрылась. К сожалению, других блокбастеров у нас не особо предвидится, поэтому картина продолжает зарабатывать даже через месяц после старта.

К октябрю в России закрыты 43 кинотеатра. Показы продолжаются на 7,5 тысячах площадок. Финансовые показатели российских фильмов можно отследить с помощью Единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах в кинозалах. За минувший уикенд в тройке лидеров "Сердце Пармы" (сборы 105,4 млн рублей), стартовавшая 3 ноября лента "Петр I: Последний царь и первый император" и фантастика "Либерея: Охотники за сокровищами" (по 63,1 и 63 млн соответственно). Для сравнения, в прошлом году аналогичный уикенд принес российским кинотеатрам всего под 100 млн рублей, а лидировали отечественная сказка "Кощей. Начало" и американские мультфильмы "Семейка Адамс" и "Неисправимый Рон".

- Сколько фильмов уровня "Сердца Пармы" нужно, чтобы в кинозалах держались те же показатели? - спросил 47news у члена совета Ассоциации владельцев кинотеатров Исаева.
- По одному на каждую прокатную неделю. Соответственно, четыре, ну хотя бы три в месяц. "Сердце Пармы", напомню, российская киноиндустрия ждала более чем полгода. До этого ничего большого не было.
- Полагаю, сейчас  наше производство столько не выдает.
- Нет, не выдает. Может быть, сможет в 2024 году. Поэтому задача - продержаться.
- Что из ближайшего ждет успех?
- Самые крупные локомотивы ожидаются с начала декабря. "Ёлки", дальше "Чук и Гек", "Чебурашка". То есть пока весь мир будет смотреть продолжение "Аватара", российский зритель будет вспоминать свои генетические корни. Скорее, уже даже не свои, а родителей. Надеюсь, до конца ноября фильмы, которые уже вышли и собрали хорошую кассу в прошлый уикенд, поддержат внимание аудитории.

Гендиректор "Ленфильма" Фёдор Щербаков будущих фаворитов выделять не стал. По его словам, кинорынок не любит подобных прогнозов.

- Готовится много проектов, на конец года запланировано много релизов, в том числе и в детском кино. Очень хотелось бы, чтобы все они выстрелили, но так бывает не всегда, - сказал генеральный директор киностудии "Ленфильм". - Кинопроизводство - процесс небыстрый. Сейчас всё только встает на новые рельсы с учетом возросших потребностей в отечественном кинопродукте. Думаю, в следующем году будет понятно, на какую проектную мощность мы все выходим.

Кинопродюсер Эдуард Пичугин предположил, что в нынешних условиях закрывшиеся кинотеатры сфокусируются на сезонной работе, во время осенних и зимних каникул.

- Зал - помещение с технологическими особенностями. Чтобы перестроить его, нужны новые инвестиции. Вряд ли кто-то кроме крупных прокатчиков решится на это сейчас, - уверен Пичугин.

По словам собеседника, успех отечественного кино без параллельного импорта лент  неочевиден. "У нас в кинотеатре, например, несколько месяцев идет альтернативный контент - экранизированные театральные постановки. Собирается зал, но это не может заменить основные показы с пятью сеансами в течение недели", - заключил совладелец "Великан-парка".