Когда первому лицу империи доложили о таком воровстве, император был взбешён и содрал с уже мертвого тела виновного все ордена. Интересно?
Так вот, когда Николаю I доложили о масштабах хищений, император был настолько взбешён, что помянул добрым словом декабристов: "Рылеев и его компания никогда бы так со мной не поступили". А человек, который так поступил, к тому моменту третий день как умер. И уже все было готово к проведению пышных похорон. Включая сверстанный для "Русского инвалида" пафосный некролог о тайном советнике Александре Политковском. Максимум, что смогли в этой ситуации предпринять власти, это остановить траурные публикации, стянуть с покойника парадный камергерский мундир с орденами (они будут сданы в казну) и повелеть полиции убрать к чертовой матери гроб из Никольского собора в одну из окраинных церквей Выборгской стороны. И! Чтоб везли, подлеца, не на катафалке, а на простых крестьянских дрогах. Согласитесь, значит, человек не прост.
Среднего достатка дворянчик Саша Политковский начал служить в 17-летнем возрасте. И сразу в Цензурном комитете МВД. Через семь лет пожалован в камер-юнкеры (Пушкину камера дали лишь в 34 года). Два года спустя получил назначение в главштаб по военным поселениям. Удачно женившись, взял за супругу 100 тысяч приданого. Наконец, становится начальником 1-го отделения канцелярии "Комитета 18 августа 1814 года". Комитет сей, учрежденный Александром I в день первой годовщины Кульмского боя, формально входил в военное ведомство и представлял собой государственную благотворительную организацию по финансовому обеспечению инвалидов войн. Своего рода инвалидный фонд, который назначал пенсии военным инвалидам, оплачивал им проезд по территории империи, приходовал и расходовал деньги благотворителей, etc В июне 1835 года Политковский занимает пост управителя канцелярии комитета. Грубо говоря, отныне ведает всем "инвалидным капиталом" в России. А капитал немалый: к моменту его вступления в должность, средства достигли почти 14 млн рублей ассигнациями. В пересчете на современные деньги - примерно 20 миллиардов.
Поясним: в 1836 году, продолжая политику (во многом, безуспешную) противостояния казнокрадству, Николай I учредил т.н. Государственный контроль, состоявший из Совета и трех департаментов для ревизии гражданских, военных и морских отчётов, куда входили люди, назначаемые лично императором. Так вот: сей Госконтроль вхождения в стены "инвалидного фонда" не имел.
Первый лист ежегодного отчета Комитета (1833). Ист. фото - litfund.ru
Ну да, продолжим о карьерном: в 1836-м Александра Гавриловича жалуют камергером. Знаки отличия за радение на службе следуют один за другим. В 1850-м Политковский становится обладателем особого нагрудного знака за 30-летнюю безупречную службу. Год спустя он уже тайный советник. Согласно Табели о рангах - эдакий гражданский генерал-лейтенант, либо морской вице-адмирал. Ордена орденами, выслуга выслугой, однако все в Петербурге знали, что он живет на до неприличности широкую ногу: закатывает шикарные балы и устраивает приемы, кутит с миллионером, владельцем золотых приисков Саввой Яковлевым, содержит балерину Волкову, заказывает цыганские хоры и артистов итальянской оперы, запускает фейерверки и иллюминации, во всех театрах его ложа соседствует с царской.
Современный филолог-славист, писатель Ефим Курганов, ссылаясь на текст анонимных "Записок любознательной дамы" (по одной из версий, автор — одна из любовниц Политковского), приводит следующее описание столичной квартиры труженика канцелярии:
"Жильё Политковского трудно назвать квартирой — это апартаменты аж в три этажа. Покои были меблированы по самой последней моде. Одна гостиная сменяла другую. В них стояли золотые, серебряные, бронзовые изделия, возвышались фарфоровые сервизы, изготовленные известнейшими европейскими мастерами. И всё это сверкало и переливалось от сияния свечей многочисленных хрустальных люстр и бра. Все 365 дней в году были приёмными".
С чего-то очень многие в столичном свете были уверены, что заведующий инвалидной канцелярией получает хорошие доходы с имений. На самом деле таковых у Политковского не было. Зато была простая и по тем временам внешне убедительная легенда: средства на кутежи и роскошную жизнь добыты картами.
Он якобы часто и с завидным постоянством крупно выигрывал у приятеля-миллионщика Саввы Яковлева. Но со столь же завидным постоянством Политковский дальновидно проигрывал в карты генералу Дубельту — правой руке начальника штаба отдельного жандармского корпуса. Сегодня это выглядело бы примерно так: выигрывал у персоны из рейтинга "Форбс", проигрывал заместителю директора ФСБ.
Но далее случилась неприятность. В 1847 году миллионщик Савва Яковлев взял да и застрелился. И играть по-крупному Политковскому стало не с кем.
Рассказывает журналист Андрей Константинов:
"Легенда дала трещину, но Политковский тут же начинает распространять слухи, что ему должен брат Саввы, Иван. Остановиться и не красть Политковскому было уже никак невозможно — привык человек к деньгам. 28 декабря 1852 года общий долг составил 1 миллион 120 тысяч рублей серебром". (ист. — А. Константинов, "Коррумпированный Петербург", СПб, 1997)
Гоголевский капитан Копейкин – самый известный русский литературный инвалид войны, пострадавший от бездушной государственной бюрократической машины. Ист. фото - a4format.ru
Схема была проста: Политковский банально фальсифицировал дела военных инвалидов. Красочно расписывая их подвиги на войне,и оформляя от имени несуществующих героев просьбы на матпомощь. Которую сам же и получал. То бишь, все начисления на "мертвых душ" производились официально.
Светлейший князь Чернышёв (1786-1857). Портрет Чернышёва из Военной галереи Зимнего дворца (мастерская Дж. Доу). Ист. фото - dic.academic.ru
Как это и бывает, Политковского подвела жадность. Он взялся брать деньги из кассы авансом, еще до поступления их из государственной казны. На том и погорел. В конце 1852 года давний покровитель Александра Гавриловича, доверявший ему безмерно генерал-адъютант Чернышёв подал в отставку с поста военного министра. Значит, в обязательном порядке следовало пройти ревизию уже императорского Государственного контроля. Так выявили недостачу. Окончательная, итоговая проверка должна была состояться 30 января 1853 года. Но — не состоялась. В день проверки забравшего себе ключи от архива и кассы Политковского прождали напрасно. А 1 февраля он умер. Обстоятельства смерти не выяснены до сих пор: то ли он принял яд, а может, и помогли.
Ведь, по нынешнему курсу, получается, он украл 1,6 миллиарда.
Далее пошли допросы, начались ссылки в Сибирь. Имущество конфисковали. Его семейство, будучи показательно отвергнуто обществом, доживало свои дни в беспросветной нужде.