Пример ликвидации одной нелегальной свалки показывает, насколько это бессмысленно без мощностей по переработке.  

До 30 марта принимаются заявки на конкурс по уборке несанкционированной свалки в промзоне поселка Горелово (на границе Ломоносовского района Ленинградской области и Санкт-Петербурга). Заказчик — администрация Виллозского поселения. Речь об объеме 60 тысяч кубометров. Для понимания: это — 3000 мусоровозов. И пока говорится про визуальную оценку — истинный объем предстоит узнать в процессе выполнения работ. Тем временем цена контракта — 95 млн рублей, а срок выполнения — до 31 августа нынешнего года.

Деньги выделяются из бюджета Ленобласти по госпрограмме "Охрана окружающей среды Ленинградской области" и местного бюджета Виллозского поселения.

Судя по техническому заданию на сайте госзакупок, речь идет о твердых коммунальных отходах, образованных в процессе жизнедеятельности населения, а также о строительных отходах и грунтах. Исполнитель должен собрать, погрузить и вывезти мусор на лицензированный объект обращения с отходами. За этой фразой — вывоз на полигоны, поскольку иных объектов под такой объем в регионе нет.

О провальной ситуации с переполненными полигонами в Ленобласти знают все  от домохозяйки до президента. Все попытки построить мусороперерабатывающие заводы тонут в болоте бюрократии, конфликтах Петербурга и Ленобласти и заигрывании власти с электоратом. Завод на Волхонке городского регоператора НЭО не может работать тз-за близости аэропорта Пулково, а строящийся комплекс под Кингисеппом областного регоператора УКООЛО атакован в суде. 

Достаточно очевидно, что если мусор с нелегальной свалки переместить на лицензированный полигон, то он действительно будет лежать там по закону. Но для региона в целом по сути это ничего не поменяет.

Так или иначе, исполнитель априори должен будет идти к регоператору по обращению с отходами УКООЛО. Во-первых, она контролирует работу почти всех полигонов Ленобласти. Во-вторых, по закону даже если объект не принадлежит регоператору, он не может принять отходы без его визы. В-третьих, полигоны работают на пределе, но пока справляются за счет выстроенной системы обработки уже понятных потоков.

"За сюрпризом в 60 тысяч кубов точно в очередь не встанут", - иронично отметил один из игроков рынка, добавляя, что особенно будут рады жители того района, куда мусор поедет на новое место жительства.

Другой профильный бизнесмен прокомментировал перспективы: "Например, неожиданно обнаружится, что все это — строительные отходы. Или скажут, что не смогли разделить. Увезут на Самарку, и с концами. Мутная тема. И от нее, извините, дурно пахнет — мусор наверняка полусгнивший, слежавшийся. К тому же, на носу пожароопасный сезон, кому такое счастье надо?".

Крупнейший полигон Самарка закрыт на прием ТКО, но промышленные отходы на него везти формально можно.

В администрации Виллози — своя правда. По словам главы муниципалитета Виктора Иванова, проблема нелегальных свалок в поселении стоит крайне остро. "Есть и еще больше, чем та, на которую конкурс объявлен", — говорит собеседник.

В УКООЛО сдержанно ответили о перспективах приемки отходов из Горелово — мол, в случае получения заявки, они конечно изучат возможность.