Не мы первые сняли фильм по Ильфу и Петрову. Ладно. За рубежом он стал Клепкой и Рабе. Куролесил по Кубе и Рейху. Но это еще полбеды.

В самой первой рецензии на роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" ("Вечерняя Москва", 02.09.1928) была отмечена "кинематографичность приключений героев". 5 лет спустя вышла первая киноэкранизация этого культового для нескольких поколений советских людей романа. Но не у нас.

1ц.jpg Сергей Юрский в роли Остапа Бендера в фильме "Золотой теленок" (1968). Ист. фото - film.ru

Народный артист РСФСР, один из исполнителей роли Остапа Сергей Юрский: "Это создание соединяет в себе несоединимые в жизни черты, а потому притягательное до невозможности. Как Дон Жуан и Дон Кихот".

Фильмы по мотивам "Двенадцати стульев" выходили по обе стороны океана. За 90 лет их было снято около двух десятков. 47news берется коротко рассказать о самых эпатажных и одном несостоявшемся.

2ц.jpg Поляк Адольф Дымша стал первым актером, сыгравшим персонажа, основанного на образе Остапа Бендера. Ист. фото — film.ru

"Двенадцать стульев" (1933, Польша/Чехословакия)

Первая в истории экранизация романа, действие которого перенесено в Варшаву и Прагу. Создатели фильма перетолмачили Бендера на польский манер в Камила Клёпку, а Кису Воробьянинова — в Фердинанда Шуплатко. Причем последний еще и переквалифицировался из сотрудника Старгородского ЗАГСа в пражского парикмахера. По сюжету, обнищавший парикмахер продал антиквару доставшиеся ему по наследству от тетушки стулья, и лишь после этого обнаружил записку, где говорилось о спрятанных под обшивкой одного из стульев 100 тысячах долларов.

"Двенадцать стульев" (США, несостоявшийся проект)

Путешествуя в 1935 году по США и будучи проездом в Голливуде, Ильф и Петров посмотрели фильм "Сенсация" и познакомились с его режиссером Льюисом Майлстоуном. Бывший "наш человек", уроженец Кишинёва. Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по "Двенадцати стульям". Сохранилось письмо Ильфа жене, в котором он сообщает, что вместе с Петровым пишет либретто для Голливуда: "Действие происходит в Америке, в замке, который богатый американец купил во Франции и перевёз к себе в родной штат". За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов. Как раз на эти деньги перед отъездом они выкупили машину, на которой колесили по Штатам, и увезли ее в Москву. А вот идея Майлстоуна по каким-то причинам осталась невоплощённой.

3ц.jpeg В Германии роман "Двенадцать стульев", будучи впервые издан на немецком языке уже в 1930 году, затем переиздавался еще 12 раз. На снимке — постер к экранизации 1938 года. Ист. фото - film.ru

"13 стульев" (1938, Германия/Австрия)

Удивительно, но вторая экранизация романа состоялась в нацистском Рейхе. При этом немцы, по сути, полностью содрали сюжетную завязку у поляков. Совпадает также и размер искомой суммы — тоже 100 тысяч, только марок. Главных героев зовут Феликс Рабе и Алоис Хофбауэр. Из новшеств — дюжина стульев превратилась в дюжину "чёртову", а сама история завершается хэппи-эндом: авантюристы обнаруживают, что остались ни с чем, но вскоре, благодаря открытому Рабе средству для роста волос, оба богатеют. (Интересно, на какой Берлинской улице в ту пору изготавливали контрабандный "Титаник"?)

Премьера фильма состоялась 20 сентября в Вене и 18 октября в Берлине. Имена авторов романа в титрах указаны не были. Что неудивительно, учитывая еврейство Ильфа.

4ц.jpeg Ивонна, бразильская Бендер. Кадр из фильма. Ист. фото - fotorelax.ru

"Тринадцать стульев" (1957, Бразилия)

Мечты Остапа Бендера сбылись на все 100. В бразильской киноверсии романа поиски сокровища ведутся не где-нибудь, а в Рио-де-Жанейро. Правда, далеко не все персонажи там в белых штанах, но это — еще полбеды. Самое неожиданное — бразильские киношники сделали Бендера... женщиной, танцовщицей варьете Ивонной. Можно сказать, на полвека опередили нынешние тренды Голливуда. С этой самой Ивонной бразильский "Воробьянинов" знакомится по дороге в Рио, куда направляется, чтобы вступить в права наследства. Сюжетно фильм во многом дублирует германский киновариант развития событий.

"Двенадцать стульев" (1962, Куба)

Еще одна заокеанская постановка. Действие происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Киса Воробьянинов перевоплощается в дона Ипполито Гарриго, эмигрировавшего в США, спасаясь от режима Кастро. По сюжету, дон Ипполито тайно возвращается на родину, намереваясь проникнуть в свой, экспроприированный новой властью особняк и забрать драгоценности, спрятанные в мебельном гарнитуре. В этой вылазке ему помогает бывший слуга — дворник Оскар. Развязка полностью соответствует литературной основе: авантюристы пробираются в рабочий клуб, крадут последний стул, но драгоценностей в нем нет — их раньше нашли революционеры и отгрохали на них новый дворец культуры. В СССР фильм демонстрировался на III-м Московском международном кинофестивале (1963).

"12 стульев" (1966, СССР, Лентелефильм)

Порядком запоздалая, но первая отечественная постановка романа. Вернее, экранизация нескольких глав из него. Черно-белый, полностью снятый в павильонах, телеспектакль режиссера Александра Белинского, в котором Игорь Горбачев исполнил роль Бендера, а Николай Боярский (дядя будущего киномушкетера) сыграл Ипполита Матвеевича. В эпизодических ролях заняты актеры ленинградских театров. В частности, в роли Эллочки-Людоедочки снялась юная Алиса Фрейндлих.

5ц.jpg Шерон Мари Тейт Полански в фильме "Один из тринадцати". Ист. фото - letterboxd.com

"Один из 13" (1969, Италия)

Еще одна оригинальная интерпретация романа. В фильме, второе название которого "12 + 1", засветились такие звезды тогдашнего мирового кино, как Орсон Уэллс, Витторио Гассман, Витторио Де Сика. И снова аналог Остапа Бендера здесь — женского пола. На сей раз — это торговка антиквариатом, англичанка Пат в исполнении блистательной Шерон Тейт. Для звездной актрисы роль в фильме "Один из тринадцати" стала последним появлением на экране: в ночь с 8 на 9 августа 1969 года члены секты "Семья Мэнсона" вторглись в дом Тейт и ее мужа, режиссера Романа Полански, и убили актрису, находившуюся на 9 месяце беременности, вместе с тремя друзьями, гостившими у нее.

6ц.jpg Постер к фильму Мэла Брукса. Ист. фото - imdb.com

"Двенадцать стульев" (1970, США)

Режиссером выступил один из самых известных комиков Голливуда всех времен — Мэл Брукс. Фильм снимался в Югославии и Финляндии, сам Брукс исполнил эпизодическую роль дворника Тихона. Классик американского кино объяснял свой выбор основы для кинопостановки так: "Я влюбился. Остап Бендер — это я. Прохвост. Любитель женщин. Ни морали, ни характера. Остап Бендер — это животное, которое есть в каждом из нас. Кроме того, я же настоящий русский  фамилия моих предков Каминский". 

Исполнивший роль Бендера Фрэнк Ланджелла получил "Оскара" как лучший актёр второго плана, а сам Брукс был номинирован на престижную премию Американского союза писателей "за лучшую комедию, преобразованную из другого формата".

8ц.jpg Ист. фото - mosfo.ru

"12 стульев" (1971, СССР, Мосфильм)

Культовая советская экранизация. Первоначально фильм должен был снимать Георгий Данелия, но впоследствии делегировал это право Леониду Гайдаю. Остапа сыграл Арчил Гомиашвили, в роли Воробьянинова — Сергей Филиппов. На главные роли также пробовался знаменитый актерский дуэт Московского театра сатиры — Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Но, в отличие от Марка Захарова (см. далее), эти двое показались Гайдаю неубедительными. Любопытно, что тремя годами ранее грузин Гомиашвили отказался от роли Бендера в "Золотом теленке" Швейцера, сославшись на загруженность в театре. А вот Михаил Пуговкин на роль отца Федора был утвержден сразу. После чего режиссеру пришлось почти месяц ждать от актера окончательного "да/нет". Дело в том, что мать Пуговкина была человеком глубоко верующим, и сын, боясь оскорбить ее чувства, ждал материнского благословения на то, чтобы сыграть роль комического батюшки.

"12 стульев" (1976, СССР, ТО "Экран")

Четырехсерийная постановка Марка Захарова. Фильм телевизионный, поэтому также, как и телеверсия Александра Белинского, практически полностью снят в павильоне. В главных ролях на этот раз блистают Миронов и Папанов. Леонид Гайдай неодобрительно отзывался о киноверсии Захарова, называя ее "уголовным преступлением".

7ц.jpg Остап и Киса по-немецки, но с одесским колоритом. Ист. фото - kino-nik.com

"12 стульев" (2004, Германия)

Фильм немецкой дамы-режиссёра Ульрике Оттингер снимался в Одессе, и главные роли исполнили одесситы: Георгий Делиев (известный комик, основатель театра "Маски-Шоу") и ведущий актер тогда еще Русского Одесского Драматического театра Геннадий Скарга. Премьерный показ состоялся 15 июля 2004 года на Берлинском кинофестивале. Хотя фильм снят для немецкой аудитории, все диалоги в нем идут на русском, сопровождаясь немецкими субтитрами, и практически дословно следуют тексту романа. Причем в авторской, не самой распространенной ныне редакции романа. Так, например, в ответ на знаменитую просьбу беспризорника: "Дяденька, дай 10 копеек", — Бендер чуть расширенно отвечает: "Может быть, тебе еще дать ключ от квартиры, где деньги лежат и сказать, где нет милиционера?".

"12 сидений" (Иран, 2011)

Действие перенесено в современный Иран. Вместо стульев — задние сидения автомобилей. Некий молодой человек встречает почтенного старичка, приводит его к себе домой, и тот рассказывает ему о сокровище, спрятанном в автомобиле. К поискам подключается еще и компьютерщик. (Видимо, пробивает по базам владельцев машин). Из-за того, что в фильме упоминается Ховейда — премьер-министр, казненный после исламской революции — в Иране лента запрещена к показу.