Экстренно и со второй попытки в Ленобласти разрешили голосовать электронно. По дороге выкинули регламент в унитаз и решали, кто в парламенте больший дурак. 

В четверг, 4 мая, на внеочередном заседании депутаты ЗакСа Ленобласти приняли изменения в выборное законодательство. Теперь законодательно закреплена возможность дистанционного электронного голосования. Сокращённо – ДЭГ. Помимо этого предусмотрено многодневное, в частности, трёхдневное голосование на разных уровнях выборов.

Произошло это со второй попытки, поскольку на предыдущем заседании, из-за своеобразного бойкота единороссов, не удалось внести изменения в законодательство. Впрочем, не значит, что без долгих споров.

- Все законы, которые мы сегодня принимаем, соответствуют Конституции, и мы обязаны принять изменения к законодательству, - рассказал председатель Леноблизбиркома Михаил Лебединский.

Коммунист Иван Апостолевский поинтересовался, обязывает ли федеральный закон менять законодательство или предусматривает такую возможность. Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев высказался в том же духе. Глава Леноблизбиркома после некоторых прений уточнил, что речь именно о предоставлении возможности, рекомендации, а не об обязательстве.

- Для того, чтобы принимать решение, не нужно такие вопросы задавать. Если вас не устраивает, выразите своё мнение голосованием. А то каждый раз спрашиваете, можно вам голосовать или не можно. Извините, - сказал спикер Сергей Бебенин и постановил отключить микрофон коммунисту Апостолевскому.

Андрей Лебедев снова заметил, что, к примеру, трёхдневное голосование в регионе можно и не вводить. "Я против этого", - сказал он.

Михаил Лебединский снова не стал высказывать чёткое мнение, лишь уточнил, что федеральный закон даёт право менять законодательство. 

- Я настаиваю, что имею право задавать вопросы, делаю это по регламенту. Пусть ответит председатель комиссии, а не вы, - снова взял слово Иван Апостолевский.
- Всё? – переспросил спикер Сергей Бебенин.

В свою очередь Лебединский отметил, что ДЭГ – "непростая история, которая начала действовать в части регионов России". По его словам, сама по себе система находится в стадии реализации на некоторых территориях. "Мы регион не самый отсталый, обеспечены интернетом, большое число жителей подключены к "Госуслугам". Нас не обязывают именно сегодня применять ДЭГ", - отметил он. Причём, в качестве примера он привёл ситуацию в новых регионах России и тех жителей, что не имеют возможности приехать оттуда и проголосовать.

Депутат Ольга Ковальчук сообщила, что не стоит терять время и не превращать заседание в ток-шоу между сторонниками и противниками закона. "Рекомендую читать прессу о том, как в развитых странах голосуют по почте", - предложила она.

- Ставлю предложение Ковальчук на голосование, - предложил председатель.
- Какое предложение-то? – рассмеялся Андрей Лебедев.

Впрочем, единороссы проголосовали за что-то, что предложил Бебенин.
Апостолевский попытался уличить Бебенина в нарушении регламента. Однако вице-спикер Саяд Алиев предложил отключить Апостолевскому микрофон, причём, - до конца месяца.

- Теперь что, выступать нельзя что ли? Давайте не вступать в маразм-то, - предложил Лебедев.

Коммунист Дмитрий Звонков поинтересовался, каким образом, в соответствии с регламентом, вообще выступать. 

- На сегодняшний день – никак, - ответил начальник правового управления Денис Малкин.
- Что это за пастушье право? – спросил Дмитрий Звонков.
- Это не пастушье право, - отметил Малкин.

Единоросс Александр Рязанов заметил, что оппозиция вообще использует "богомерзкие методы вроде "умного голосования", так что должна быть заинтересована во внедрении других методов голосования, а также – в увеличении количества дней выборов.

- Это всё - фикция избирательного процесса, когда мы говорим про электронное голосование. Коды не дают наблюдателям, мы не можем проконтролировать явку, - говорил Апостолевский.

Впрочем, Бебенин сообщил, что "его извержения никому не нужны". 

Заметим, каждый раз, когда по законопроекту (а их было шесть) пытались выступить депутаты, вице-спикер Саяд Алиев выносил на голосование предложение "прекратить прения". 

- Вы что дурака-то валяете? Вы совсем ку-ку что ли? – на четвёртый раз не выдержал Лебедев.
- Это ты дурака валяешь, - ответил Алиев.

На пятом вопросе не выдержал депутат Звонков и попытался выступить. Ему отключили микрофон, со словами, что его поведение не по регламенту.

- Регламент выкинули в унитаз, - крикнул Звонков.

Тихвинский Александр Петров выразил мнение, что молодой депутат Апостолевский должен быть всеми руками за электронное голосование.
В какой-то момент Алиев не уследил за происходящим и вынес вопрос о прекращении прений, правда, сделал это в момент, когда ещё ничего не обсуждалось. Его даже поправили в правовом управлении. Но на результатах это не отразилось.

В этот раз за законопроекты голосовали от 29 до 30 депутатов. Притом, присутствовало 43 депутата, а кнопки нажимал 41. Андрей Лебедев признался, что его фракция, представленная им и коллегой Игорем Рихтиковым, вообще не трогала кнопки.

Юлия Гильмшина, 47news

Справка:

47news рассказывал, что в документе прописано - ДЭГ проводится с использованием системы "ГАС-Выборы", а также "иных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным ЦИК России". Также там сказано, что подобное голосование будет анонимным, проведение голосования пройдёт в зашифрованном виде.
О других изменениях выборного законодательства читайте здесь.