Мастер дикого бизнеса 90-х бросил зарабатывать миллионы и в 60 лет выучился на художника. За спиной - братва и госслужба, а сегодня он выставил себя настоящего.
- В 2018 году пришла беда с позвоночником, ноги отказали: привет из спортивного прошлого. Знакомый художник пошутил - ну все, ничего ты больше не сможешь и протянешь недолго, - осталось только рисовать. Я в ответ: ты сдурел? - говорит 61-летний петербуржец Александр Монастирли. И у него 17 мая в арт-пространстве IFA открывается выставка картин при поддержке Петербургского творческого Союза художников.
Он из Кутаиси, к 19 годам - мастер спорта СССР по велогонкам. Служба в армии на Дальнем Востоке, Технологический институт в Ленинграде. Вывалился из него в 1989 год. Страна безальтернативно летела под откос, социалистическая картина мира стала лишь формой, росли зубы новых реалий, а у него - диплом какого-то теплоэнергетика.
- Пришел по распределению в котельную. Быстро понял – это мне не нужно. Стал покупать и перепродавать, как многие тогда. В 91-м с товарищами организовал первое советско-финское частное совместное предприятие. Догадайтесь, кто ставил визу? Правильно, Владимир Владимирович (занимал пост председателя комитета по внешним связям мэрии Ленинграда).
Возили продукты из Финки. Бизнес - в гору. Да так, что среди кооператоров получил прозвище "Мистер Кетчуп".
- Выметали из Финляндии все, что могли. Горчицу в пластиковых бутылках первые привезли. Год продать не удавалось, приучали граждан к этому, - рад погрузиться в лихое прошлое мой собеседник.
- Неизбежен вопрос про братву.
- У нас были, скажем так, хорошие отношения с ассоциацией "Защита". У них на гербе - щит. Вот под ним мы и были. И, в принципе, ладили с милицией.
"Защита - одна из самых мощных охранных структур того нового Петербурга, у истоков стояли выходцы из милиции. Один из них – Минаков – позже стал крупной фигурой в деловом мире.
Несложно поверить, что любой коммерсант, продравшийся через те годы, может наговорить на книгу. Перепрыгнем. В 98-м многие предприниматели получили кризисом под дых. Наш собеседник - не исключение, еле выбрался из кредитов, потерял многое и постепенно отошел от страсти на прибыль. Правда, до начала "десятых" еще участвовал в капитале нескольких бизнесов.
- В начале нулевых непросто было. Но так получилось, что хорошо знал бывшего вице-губернатора Андрея Лихачева. Он тогда уже руководил Ленэнерго, а потом ТГК-1. Позвал к себе директором на Южную ТЭЦ. Поработал и советником главы администрации Василеостровского района. После ухода Валентины Матвиенко в 2011-м ушел заниматься собой.
- На безработного вы не похожи.
- С 90-х осталось офисное здание, живу с ренты, хватает. Стал много путешествовать, занялся фотографией, участвовал в гонках в Европе на ретро-автомобилях, насколько возможно, нырнул в большой теннис и дорос до 200-й ракетки мира в "сеньерской" (45+) ассоциации ATP. Чем окончательно подорвал здоровье: импульс мяча, летящего на 200 км в час, очень неполезен, - смеется Александр.
- И вы не учились рисовать? Не верю.
- Да я клянусь. Никогда не тянуло, и в руки карандаша не брал. А тут словно с ума сошел. Хотите, я вам свой первый рисунок покажу? Ровно пять лет назад. Я боксера из нашего зала изобразил. А первую картину вообще гримом нарисовал, который нашел у сына, он на актера учился.
- Еще больше не верится.
- Слушайте, я стал запоем читать и ездить по выставкам. Что-то интересное в Риме или Париже - лечу туда. Если про экспрессионизм, то всю Германию объездил. За Моне - в Нормандию, за Мунком - в Норвегию. За Климтом и Шиле - в галереи Австрии. А с Пикассо - от полного непонимания до обожествления. Получилась насмотренность, я стал видеть и думать по-другому. И все время, словно дятел, пытался рисовать. И потом, - когда я чем то занимаюсь, то по максимуму. Когда вином, то плакали сомелье, когда сигарами, то всю Доминикану и Кубу облазил и производство наладил, вкус под себя делал.
- Хорошо. Но как можно технике письма самостоятельно научиться?
- Да черт его знает. Я приходил в Академию художеств, там курсы годичные для взрослых. Посидел два занятия и понял, что не то. Там есть преподаватель, Илья Зорькин. Он сказал: если начнем тебя учить, то испортим.
- Все равно не понимаю, как без основ. Портреты, например.
- Есть вещи, без которых нельзя. Но я только сейчас к этому подошел. Взял учебник Баммеса и рисую, рисую фигуры ("Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников". Изучают на первом курсе - ред.). Портреты пишу, но специфические.
- То есть, знать таблицу умножения надо?
- Я с уважением отношусь к образованию. Но вот смотрел дипломы в прошлом году: выпускники пишут о времени после войны: телогрейки, чемоданы фанерные с металлическими уголками... Ну, они же не видели таких чемоданов, той жизни! Как можно писать то, чего не видел? – искренне, по-ребячьи восклицает человек с арт-фамилией Монастирли.
- Кстати, что у вас набито на руке?
- Не так давно сделал. Это Пикассо, "Девушка", 1951 год. От мамы скрываю.
- А придется.
- Семья?
- Мама, отца уже нет, три жены, два сына - 38-летний в бизнесе по продаже велосипедов, 21-летний со мной, учится на Восточном факультете, знает 8 языков. И дочь, живет в Германии.
- СВО – место для искусства?
- Нарисовал, когда началось. Назвал "Куда-то". Ведь действительно - неизвестность.
- Многие из интеллигенции, да и молодежь, грезят эмиграцией.
- Никуда я не собираюсь. Здесь мой дом. Уезжать - безумие. Люди не думают: а что потом. У банкиров есть такое понятие "заполошные". Это те, кто при панике бежит покупать доллары по 150 и квартиры. Лучшие клиенты для обогащения других.
- Как вас художники встречают?
- Пригласил меня как-то хороший товарищ, очень тонкий колорист, на плэнер. Приехал я на последней "Ауди". Шептаться стали. Еще сходил пару раз на тусовки квартирные. Ну, выпивают там, беседуют. Меня это мало привлекает.
- А официально признают?
- В прошлом году в Союз художников приняли. Взял ежегодный диплом по живописи. Порой называют выскочкой. В каком-то смысле это так.
- Что дома висит?
- Раньше - разное, но потом в хранилище сдал. Сейчас мои работы и Моисеенко (Евсей Моисеенко, академик Академии художеств СССР, очень дорого — ред.)
- Про свои - это эго?
- Нет. Смотрю, что можно было сделать лучше.
- Стыдно за прошлые работы? С текстами так бывает...
- Всему свое время. А мое любимое высказывание у Пикассо: "Художник - это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник продаёт то, что пишет".
- Сколько вы стоите?
- Порядок цен - 200 тысяч рублей. Но мне на жизнь и без этого хватает.
- Зачем вам тогда выставка?
- В Союзе художников сказали - пришла пора тебе показаться.
- Зачем выставке такое название - "Травелог"?
- Travel - путешествия. Путь. Приглашаю, почитайте мои рассказы на холсте.
- Может, вы просто сбежали от той жизни?
- Уверен, всё в этом мире случайно. И я не исключение.
- Значит, сможете бросить и заняться другим?
- Уже, пожалуй, нет.