Чаще всего компании, отправляющие назойливые рассылки, получают личные данные пользователей через информацию, оставленную ими при заполнении всевозможных анкет для выдачи клубных карт, регистрации в партнерских программах и так далее. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества вместе с юристами изучили политики конфиденциальности, чтобы понять, как отписаться от рекламы и рассказали об этом "Газете.ру".
Так, по словам кандидата юридических наук и генерального директор АНО "ПравоРоботов" Никиты Куликова, обычно пользователи услуг при подписании договоров и условий соглашений сами по умолчанию практически всегда дают согласие на рассылку им рекламных материалов.
"Если компания (предоставляющая услуги — ред.) указала в своей политике конфиденциальности возможность рассылки рекламных объявлений о конкретных услугах компании, или как часто бывает: "рассылка информации от партнеров Компании", что, по сути, означает информационные рассылки вообще от кого угодно, кто заключит соглашение с Оператором обработки ваших данных, – нарушением закона это считаться не будет", – объяснил Куликов.
Он отметил, что в ситуации, когда заполнение анкет или оформление договоров происходит очно, стоит сразу сообщить представителю услуг о том, что вы не хотите получать рекламные рассылки. Если дело происходит онлайн – нужно поискать в Политике конфиденциальности пункт о рекламных рассылках и нажать "отписаться". Если такого пункта нет, стоит обратиться в организацию напрямую и отправить им письменное заявление об отказе по электронной почте.
Также от спам-звонков и сообщений поможет избавиться обращение к сотовому оператору с просьбой отписать от спам-рассылок или подключить услугу блокировки спама, использовать опцию "умной" блокировки на смартфоне. При получении нежелательного сообщения в меню нужно будет просто нажать "заблокировать".
"Независимо от того, было ли дано ранее соглашение на обработку персональных данных или нет, по первому требованию распространитель рекламы обязан перестать совершать звонки и рассылать спам. Если это не помогает, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу и подать жалобу. На основании представленных доказательств ФАС может возбудить дело об административном правонарушении", – сообщил гендиректор юридической компании "Гебель и партнеры" Сергей Гебель.
В Роскачестве между тем отметили, что выявить взаимосвязь между оставленными данными в конкретной организации и последующими назойливыми спам-рассылками практически нереально.
"Продукт всегда можно использовать только на тех условиях, которые предлагает разработчик или владелец. Форма согласия с политикой конфиденциальности только констатирует этот факт. Однако можно отнестись к прочтению политики конфиденциальности внимательнее. Чтобы понимать, какие данные собирает о вас сервис, достаточно будет взглянуть на ключевые пункты, чтобы понимать, как отписаться от маркетинговых рассылок", – заключил руководитель направления информационной безопасности Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко.