Борьба большого бизнеса за 1,5 млрд чуть не положила компанию, возводящую объекты по всей России. 47news разобрал схватку на троих.

В ближайшее время будет объявлен конкурс на капремонт моста через реку Луга в Кингисеппском районе. Ранее он уже разыгрывался, но результаты отменены.

Единственный в Ленобласти мост, построенный по технологии пролетов-ферм с крестовой решеткой, длина 242 метра. Ему 65 лет. Планируется разобрать конструкции и собрать заново, по сути, новый мост. Необходимость ремонта обусловлена кратно возросшей нагрузкой на порт Усть-Луга.

Первый раз конкурс объявили 15 марта. Заказчик - казенное учреждение "Ленавтодор". Начальная цена 1 млрд 417 млн, срок исполнения декабрь 2025 года. Подали заявки компании "Возрождение", "ЕвроТрансСтрой" (ЕТС) и третья (заведомо непроходная).

Шли ноздря в ноздрю, по параметру "опыт" набрали одинаковые баллы. По цене ЕТС отстало на полтора бала. 5 апреля итог: победило "Возрождение", снизив цену на 37 млн (вес параметра "стоимость" 60%, "квалификация и опыт" - 40%).

ЕТС - крупный столичный игрок. По СПАРКу - оборот 9,9 млрд, прибыль 700 млн. Принадлежит Сергею Ракчееву и Андрею Локтионову. Возводит мосты, строит развязки и содержит дороги по всей России. В Ленобласти поднимает с нуля мосты в Подпорожье и Киришах (около 4 млрд каждый). Работает на "Скандинавии", "Сортавале", "Коле". Реконструируют трассу "Россия" от Москвы до Петербурга. Репутация позволяет ЕТС рассчитывать на лояльность Росавтодора и Минтранса.

Ленавтодор направил "Возрождению" контракт, компания предоставила банковскую гарантию от "Совкомбанка" на 386 млн (столько же - финансирование на 2023 год). Однако, Ленавтодор гарантию не принял из-за отсутствие пункта "Дополнительные условия". Сразу после этого контракт ушел на подписание ЕТС. Без интриг, это обязанность заказчика. Неожиданные события начались дальше.

Ленавтодор посчитал "Возрождение" уклонившимся от заключения. В таких случаях заказчик обязан обратиться в ФАС для внесения "уклониста" в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Внесение в реестр полностью отлучает бизнес от госзаказа на 2 года. Юридически, на уже исполняемые контракты включение обратной силы не имеет, но если предприятие в этот период признано в другом конкурсе победителем, договор с ним подписывать запрещено. В случае "Возрождения" масштаб таков, что участие в конкурсных процедурах идет постоянно.

На практике, удар по головной компании критически влияет на всю группу, возникают риски для уже исполняемых договоров, под боем гарантийные обязательства.

По СПАРКу оборот "Возрождения" 25,4 млрд, прибыль 2,2 млрд. Принадлежит Игорю Букато. Строит по всей России. В Петербурге восстанавливала набережные, ремонтировали Невский, Дворцовую, Биржевой мост (недавно сдан) и пр. Одно из направлений - строительство взлетных полос. Серьезные позиции в Средней Азии, о чем упоминал Владимир Путин. Сегодня строит Московско-Дунайскую развязку за 11 млрд.

В реестр вносят и гендиректора, и учредителей. Резкость на грани фола с попыткой внесения в РНП может быть связана с разладом при строительстве дороги в Мурино. "Возрождение" построило там развязку, остановилось и расторгло контракт по соглашению сторон.

Поскольку контракт на сумму более миллиарда, материалы рассматривал ФАС в Москве. 27 апреля там отказались вносить компанию в РНП. Ленавтодор административно наказали, упрекнув в искажении Закона о контрактной системе. Выдано предписание устранить нарушения и повторно направить контракт на подписание "Возрождению".

Но это не все - следом рассмотрена жалоба "Возрождения". В таких случаях всегда изучается документация закупки. Результат неожиданный - в документах был заявлен, но не представлен один из разделов (pdf-документ). По данным 47news, речь о проекте временной переправы, без нее капремонт моста затруднителен. В финале ФАС решил: раздел добавить, а конкурсную процедуру откатить на этап подачи заявок.

Но Ленавтодор пошел дальше и 23 мая полностью отменил закупку. Отметим, у дорожников есть возможность не объявлять конкурс заново, а обратиться к постановлению правительства Ленобласти от марта прошлого года. Если коротко, из-за сложившихся обстоятельств госучреждения могут идти по упрощенной процедуре - в случае важности, срочности или отсутствия альтернативы производить закупку у единственного поставщика.

По словам собеседников в дорожном блоке правительства Ленобласти, "Возрождение" возникло на конкурсе внезапно: "До этого они ни с кем не советовались и не проявляли интерес", - говорит один из чиновников.

В "Возрождении" прокомментировали ситуацию сдержанно: "В случае объявления конкурсной процедуры будет принято решение об участии, исходя из интересов компании. Оставляем за собой право использования всех законных механизмов борьбы, в том числе обращение в ФАС и суд".

По словам официального представителя компании ЕТС, перипетии с антимонопольным органом носят процедурный характер: "ФАС зачастую находит неточности в документации. Что касается перспектив, то нам объект интересен, мосты - наш профиль, и таких компаний не много. Если закупка будет объявлена, то, с высокой вероятностью, мы будем участвовать".

По словам главы дорожного комитета Дениса Седова, его подведомственное учреждение выполняет все нормы закона и подчиняется решениям ФАС. "Нам предписали, мы выполнили. Сейчас разрабатывается необходимая документация, после этого объявим конкурс заново. Всё в рабочем режиме, никаких конфликтов. И, конечно, нам не все равно, кто будет строить, хотелось бы, чтобы проблем не возникло. Для этого нужен опыт", - полагает Седов.